Найти в Дзене
Виктор Никитин

Умер Чарли Уоттс

Печальная и скорбная весть пришла из Британии - в возрасте 80 лет умер бессменный барабанщик величайшей группы в рок-музыке Роллинг Стоунз - Чарли Уоттс. Старейший музыкант одной из самых старых групп в мире.

Официальное сообщение от семьи музыканта говорит, что Чарльз Роберт “Чарли” Уоттс, барабанщик Rolling Stones с момента ее образования, умер в возрасте 80 лет. Причина смерти не была указана. Предположительно онкология.

Представитель группы подтвердил его смерть в своем заявлении. “С огромной печалью мы объявляем о смерти нашего любимого Чарли Уоттса”, - говорится в нем. “Он мирно скончался в лондонской больнице во вторник 24 августа рано утром в окружении своей семьи”. В заявлении Уоттс назывался “одним из величайших барабанщиков своего поколения” и заканчивался просьбой “уважать частную жизнь его семьи, участников группы и близких друзей в это трудное время”.

Смерть Уоттса наступила через несколько недель после того, как было объявлено, что барабанщик не сможет выступить в туре Rolling Stones по США. “Чарли перенес операцию, которая прошла успешно, но его врачи на этой неделе пришли к выводу, что теперь ему необходим надлежащий отдых и восстановление сил”, - говорится в заявлении представителя группы. “Поскольку репетиции начинаются через пару недель, это, мягко говоря, очень разочаровывает, но также справедливо сказать, что никто не ожидал этого”.

Лучший барабанщик, который никогда не выпячивал себя ни на концертах, ни в записях, редко давал интервью. Может быть поэтому его никто не выделял, когда говорили о Стоунз. Однако другого мнения были профессилнальные музыканты. Кит Ричардс считал Уоттса основой Роллинг Стоунз. Кит говорил:" Без Чарли не было бы Стоунз". В этих словах все - а главное признание его таланта как музыканта, и признание его человеческих качеств. У меня нет слов, чтобы выразить свои соболезнования всем любителям музыки.

Чарли Уоттс был надежной опорой группы "Роллинг Стоунз"
Чарли Уоттс был надежной опорой группы "Роллинг Стоунз"

Я предлагаю кратко вспомнить о творческом пути Чарли Уоттса и послушать, на мой взгляд, лучшие песни Стоунз, где видна работа Чарли Уоттса.

Можно было бы начать с того случая в Амстердаме, который довольно подробно описывал Кит Ричардс в своей книге. Однажды ночью в 1984 году Мик Джаггер совершил ошибку. Поздно ночью подвыпившие Мик и Кит сидели у него в номере и Мику пришла в голову бредовая мысль позвонить Чарли в номер. Кит пытался его отговорить. Но Мик настоял и когда Чарли взял трубку он спросил: "Где мой барабанщик?"

Двадцать минут спустя Уоттс появился в дверях, одетый в смокинг от Сэвилл Роу, чисто выбритый и благоухающий дорогим одеколоном. "Никогда больше не называй меня своим барабанщиком", - сказал он Джаггеру. "Я же не называю тебя моим певцом". Согласно мемуарам Кита Ричардса, Уоттс затем схватил Джаггера за лацканы пиджака"и нанес ему правый хук". "Мик откинулся на серебряное блюдо с копченым лососем на столе и полетел к открытому окну и каналу под ним". Только Кит смог его удержать от падения в канал. Как он потом объяснил, Мик был одет в его свадебный пиджак, и ему было жалко свой пиджак.

Даже, когда Чарли поддался наркотической зависимости в середине 80-х, он справился и с этим - избавился от всех своих пороков за один раз, сломав лодыжку, когда доставал очередную бутылку из своего винного погреба.

"Мне нужно было выступать в джазовом шоу у Ронни Скотта через шесть недель, и все что со мной произошло дало мне понять, как далеко я зашел", - сказал он The Guardian в 2000 году. "Я просто бросил все - пить, курить, принимать наркотики, все, все сразу. Я просто подумал:"Хватит значит хватит, и сразу". " Это было редкое проявление эмоций со стороны непоколебимого барабанщика, который редко показывал свои эмоции на публике.

Он так же стоически относился к своему успеху в "Роллинг Стоунз", который однажды описал как "Пять лет работы и 20 лет безделья".

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Но вклад Уоттса в группу был огромен. Его джазовый свинг придавал песням The Stones их развязность, подталкивая и подтягивая каждую песню группы до потрясающего идеала, создавая то самое пространство для похотливого протяжного голоса Джаггера.

На таких треках, как Honky Tonk Women и Brown Sugar, именно он создал своими барабанами ту удивительную атмосферу звука, которую мы с удивлением не замечали, слушая их как группу. А в Gimme Shelter - это был мастер-класс по ритму и музыкальности.

"Так же, как голос Мика и гитара Кита, барабаны Чарли Уоттса - это и есть "Роллинг Стоунз", - однажды написал Брюс Спрингстин. "Когда Мик поет "Это всего лишь рок-н-ролл, но мне это нравится", Чарли сзади показывает вам почему!"

По мере того как мир пытается смириться с печальной вестью о его смерти в возрасте 80 лет, вот некоторые из его лучших песен, исполненных Stones.

Группа должна была начать отложенный тур по США 13-ю концертами в сентябре этого года. Однако пришла неожиданная весть, что Чарли был срочно госпитализирован и перенес операцию на лимфатических узлах. Он сказал:" В кои -то веки собрались выступать, и тут я со своей болезнью". В его словах ответственность за общее дело, за его успех. В этих словах - весь Чарли.

В юности Уоттс мечтал стать джазовым барабанщиком, но он никогда не видел большой разницы между своей первой любовью и рок-музыкой, которая сделала его знаменитым. "Что такое джаз?" - спросил он в журнале Modern Drummer в 1981 году. "Изначально это была в основном танцевальная музыка. Рок-н-ролл - это тоже танцевальная музыка".

Его потрясающая игра вместе с колокольчиком в Honky Tonk Women 1969 года - один из самых танцевальных барабанных треков Уоттса. Он даже увеличивает темп в финальном припеве, чтобы по-настоящему зажечь танцпол. Интересно, что в колокольчик играет не Уоттс, а продюсер The Stones Джимми Миллер, и группа никогда не смогла повторить его слегка запнувшееся вступление на концерте.

"Мы никогда не играли вступление к" Хонки Тонк"на концерте, так как на записи", - сказал Уоттс в интервью.

"Это Джимми играет в колокольчик, и либо он ошибается, либо я ошибаюсь, но Кит играет правильно, он единственный, кто всегда ее играет правильно на концерте. Это одна из тех вещей, которые музыковеды могли бы анализировать годами. На самом деле это моя ошибка, но это срабатывает вживую и никто ее не замечает".

В лучших песнях Rolling Stones есть полоса тьмы, и это песня Paint It Black.

Текст песни Джаггера изображает горе человека, который неожиданно потерял своего партнера - его безнадежность усиливается навязчивой линией ситара и аккордами органа Хаммонда Билла Уаймана. В ответ Уоттс опускает свои барабаны низко, сотрясая пол в ритме 4/4, который придает песне зловещее, жуткое, скрытое звучание.

Первоначально написанная как народная баллада в стиле Боба Дилана, "Sympathy For The Devil" прошла через шесть различных ритмов, пока "Стоунз" пытались найти лучший вариант для песни.

"Всю ночь мы пробовали один вариант - вспоминал позже Уоттс, - потом еще целую ночь пытались сделать другую версию, и мы просто не могли найти правильный звук. Нам ничего не нравилось - ничто не соответствовало выбранному ритму".

В конце концов они остановились на афро-бразильской самбе, известной как Кандомбле. Рокки Дижон играл на конгах, в то время как Билл Уайман добавил африканский шекере, но именно латиноамериканский джазовый ритм Уоттса придал Sympathy To The Devil сатанинский огонь.

Позже Джаггер выделил ритмическую партию в этой песне за ее "огромную гипнотическую силу".

"Но в этой песне также есть некоторые другие намеки, - добавил он,- скрытый примитивный африканский, южноамериканский, афро-как-вы-там-называете-этот ритм (кандомбле). Так что для белых людей в этом есть что-то очень зловещее".

В этом сингле 1966 года The Stones работают на полную катушку, начиная с язвительной лирики Мика Джаггера и заканчивая гипнотическим басовым риффом Брайана Джонса, вдохновленным Бо Диддли. Но в основе всего этого лежит игра Уоттса с одним из его самых маниакальных барабанных ударов. Ритм недовольно подпрыгивает в странной, напряженной манере, которая отражает раздробленное психическое состояние субъекта песни - "избалованного ребенка", чье материальное богатство не может сделать ее (или Джаггера) счастливой.

Пол Маккартни и Ринго Старр вышли во вторник в СМИ, чтобы почтить память Чарли Уоттса.

“Так грустно слышать о смерти Чарли Уоттса, барабанщика Stones", - сказал Маккартни. “Он был прекрасным парнем, я знал, что он болен, но я не верил, что настолько серьезно. Вся моя любовь и сочувствие его семье, его жене и детям, его большой семье. Я соболезную Стоунз, это будет для них огромным ударом, потому что Чарли был скалой. Фантастический барабанщик, надежный, великий. Люблю тебя, Чарли. Я всегда любил тебя, прекрасный человек. Большие соболезнования и соболезнования его семье и всем поклонникам Стоунз”.

Старр добавил в своем собственном Твиттере: “Боже, благослови Чарли Уоттса. Мы будем скучать по тебе, парень. Мира и любви семье”.

Пол Маккартни , Чарли Уоттс и Ринго Старр
Пол Маккартни , Чарли Уоттс и Ринго Старр

Дань уважения последовала за новостями о смерти барабанщика, от Элтона Джона (“Самый стильный из мужчин и такой блестящий музыкант”) до Грэма Нэша (“Чарли Уоттс был сердцебиением the Rolling Stones”). Его смерть наступила через несколько недель после того, как the Stones объявили, что Уоттс не будет участвовать в предстоящем туре No Filter, который стартует в конце сентября. “В кои-то веки я немного не вовремя”, - пошутил он.

Пит Таунсенд пишет трогательные слова уважения Чарли Уоттсу: ‘Полнолуние. Радуга. Он основа Стоунз’

“Чарли Уоттс плакал на похоронах Кита Муна”, - написал Таунсенд. “Хотел бы я быть способным на такие слезы сегодня. Вместо этого я просто хочу попрощаться”.

Пит Таунсенд и Чарли Уоттс
Пит Таунсенд и Чарли Уоттс

Не рок-барабанщик, на самом деле джазовый барабанщик, и именно поэтому "Стоунз" играли как Каунт Бейси-бэнд!! Такой милый человек. Да благословит Господь его жену и дочь, и я готов поспорить, что его лошади тоже будут скучать по нему”.

“The Rolling Stones всегда были моей любимой группой, а Чарли был двигателем тонких и тяжелых ритмов”, - сказал Майк МаКриди из Pearl Jam. “Для любого из нас Чарли был примером отношения к музыке”.

Чарли Уоттс
Чарли Уоттс

Прощай, Чарли....

=======================

О Чарли Уоттсе можно писать бесконечно. Он всегда был в тени Мика и Кита, но невозможно представить музыку Стоунз без четкой и великолепной игры барабанщика.

У меня от великого музыканта остался бесценный подарок - его барабанная палочка с автографом Чарли Уоттса. Она висит у меня на стенке в квартире.
У меня от великого музыканта остался бесценный подарок - его барабанная палочка с автографом Чарли Уоттса. Она висит у меня на стенке в квартире.

Чарли умер. Это должно было случится рано или поздно, но верить в это не хочется. Умом понимаешь, что его нет, а сердце отказывается это принимать. Видимо должно пройти немного времени, чтобы мы смирились с этим. Обычно в такие минуты говорят - Земля ему пухом.

Последняя песня Чарли Уоттса - концерт в Майами (любительская запись)