Сегодня мы говорим о герменевтике.
Герменевтика - философия понимания.
П.: ...Понимания, интерпретации, толкования. В первую очередь текстов.
Я бы даже сказал так: герменевтика - это практическое понимание и осознание через язык, через речь, через самые различные тексты - от древнего восточного эпоса и античных поэтов и до самых современных писателей и философов.
Вообще же существует не только сугубо философская герменевтика, можно говорить ещё и о герменевтике
1) традиционной - занимается переносом смыслов и категорий их интерпретируемого текста в мир интерпретатора (собственно она в первую очередь и является философской);
2) универсальной - если тексты являются застывшей речью, то анализ их должен быть построен на диалоге;
3) семиотической (репрезентативной) - "текст - источник знаний(сразу вспомнилось про "любите книгу..."), а искусство его интерпретации - логический анализ использованных знаков;
4) структуралистской - реконструкция заложенных в текст взаимосвязей;
5) аналитической - анализ речевых действий.
М.: И всё это варианты поиска смысла, толкования текста?
П.: Некоторые авторы называют следующие способы, точнее методы, зачастую на грани между философией и филологией:
а) семиотический, который состоит из синтагматики - установления взаимосвязи слов с их размещением в тексте, семантики (подбора слов, лексикона, и формулирования отдельных слов сначала вне текста), прагматики -способы автора показать участие в написании текста и реакцию на прочитанное;
б) историко-критический, который рассматривает историю появления текста и делится на:
литературный анализ - был ли текст таким изначально или подвергался редактированиям,
анализ литературных форм и жанров,
анализ исторической передачи текста - появился ли он из устного источника или изначально был письменным текстом,
анализ редакций текста,
анализ отдельных слов, предложений.
М.: Получается, особенно если учесть невообразимое количество существующих текстов, что у герменевтики хватит работы на плюс-минус вечность?
П.: Практически да.
М.: А как она развивалась (более или менее в хронологическом порядке)?
П.: Попробуем изобразить это в виде таблицы.
Эпоха Тип истолкования Авторы Типы текстов
Ранняя, классическая и поздняя античность Религиозная экзегетика, светская экзегетика, еврейская и христианская экзегетика Жрецы и священники, философы: Филон, Ориген, Тертуллиан, Татиан, Августин, Плотин, Прокл, Ямвлих Священные тексты, видения и откровения, поэмы Гомера, тексты Библии, тексты предыдущих философов
Средневековье Христианская (католическая) экзегетика Боэций, Исидор Севильский, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скот Священное Писание, Священное Предание, тексты античных философов
Возрождение Католическая экзегетика, протестантская экзегетика, светская экзегетика Католические теологи, Лютер, Кальвин, Мирандола Библия, античные тексты
Просвещение Протестантская экзегетика Протестантские теологи Библия, тексты протестантских теологов
Девятнадцатый век Общая герменевтика Шлейермахер, Дильтей Любые тексты
Двадцатый век Философская герменевтика Хайдеггер, Гадамер Любые тексты, любой герменевтический опыт
...Не очень удачно получается, но очевидно читаемо.
М.: То есть полноценная философская герменевтика складывается на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков?
П.: Ещё раньше, поскольку в герменевтике общей уже много предпосылок философской герменевтики.
А ещё раньше предполагалось, что герменевтика - наука о гуманитарной методологии.
А начинается всё со Фридриха Шлейермахера.
Как видишь, пастор...
"странно, но недоразумение приходит само собой, а понимания в каждом случае надо хотеть и искать".
"Чем специфичнее читательский круг, тем выше обусловленность общностью, и тем более текст будет стремиться к форме доверительного сообщения".
М.: Мудро.
Потом был уже ранее нами упоминавшийся Вильгельм Дильтей
Для него текст - воплощение творческого духа автора, поэтому для его понимания нужно максимально погрузиться в эпоху создания этого текста.
"Что такое человек, можно узнать не путём размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории".
Ханс Георг Гадамер прожил очень долгую жизнь (1900-2002).
Особенно известен стал благодаря труду "Истина и метод" (1960), в котором утверждал, что главная цель философской герменевтики - это извлечь из любого текста всё то, что он нам сообщает. "Бытие, которое может быть понято, есть язык".
И, как обычно, несколько цитат.
"Лишённый горизонта видит недостаточно далеко и потому переоценивает близлежащее".
"Тот, кто имеет язык, имеет мир".
"Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать своё слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им - вот в чём душа герменевтики".
"Каждая эпоха понимает дошедший до неё текст по-своему".
"Автор - элемент почти случайный, однажды созданный им текст начинает жить независимо от своего творца".
"Подлинный смысл текста или художественного произведения никогда не может быть исчерпан полностью; приближение к нему - бесконечный процесс. Приходится не только постоянно вести борьбу со всё новыми источниками ошибок, так что подлинный смысл отделяется от разного рода замутнений как бы с помощью фильтрации, но постоянно открывать всё новые источники понимания, выявляющие неожиданные смысловые связи".
М.: Мне очень понравилась цитата о том, что автор - элемент почти случайный...
П.: Ну, и нам осталось не так уже и много...
Конечно, нельзя не упомянуть Мартина Хайдеггера.
...Называвший язык "домом бытия", кстати.
"Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык".
И, наконец, Поль Рикёр (1013-2005).
Он считал, что смысл текста имеет многоуровневый характер и соответственно может иметь различные интерпретации.
"Герменевтика практически родилась из сплава библейской экзегезы, классической филологии и юриспруденции. Этот сплав многих дисциплин помог осуществить коперникианский переворот, поставивший вопрос: что значит понимать? - перед вопросом о смысле того или иного текста или той или иной категории текстов".
"Для нас, говорящих, язык является не объектом, а посредником; язык - это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи".
М.: Пока люди не деградировали окончательно и не разучились полностью читать и писать, герменевтика имеет перспективы.
П.: Да, хотя многое уже едва ли может заслуживать филологического и тем более философского исследования. И т а к о г о что-то становится всё больше...
(Котик потягивается и меланхолично вздыхает).