Найти тему
Sovetika

Памяти Николая Сличенко

Очерк Татьяны Кузьминой о Николае Сличенко — огненной цыганской душе и выдающемся певце.

Нас покинули очи черные, очи страстные и прекрасные.... 2 июля 2021 года на 87 - м году жизни от нас ушел легендарный советский артист, "главный цыган" России.

Теперь уже общеизвестно, что цыгане — выходцы из Индии и распространились они по странам Азии и Европы в 15 - м веке. Язык цыган ближе всего к санскриту, что бесспорно доказывает индийское происхождение цыган. Это очень интересно ! Знаете ли вы, уважаемые читатели, что наш поэт Кузнецов Юрий Поликарпович называл санскрит "русистым" ?... "Я улыбнулся. Христос покачал головой, заговорил на русистом санскрите со мной" ("Сошествие во ад". Поэма). И этот древний, таинственный язык санскрит, оказывается, роднит русских с цыганами! Я давно интересуюсь санскритом и мои новые познания и размышления вылились в стихи:

О, русистый санскрит,—
Любовно так зовёт его поэт России Кузнецов,
Где "вата"— ветер, "мать — " мата" ,
А " вякать", значит говорить по - русски.
Кто знает это здесь, в России,
Когда учителя истории
Беспомощно теряются,
Откуда и, что значит слово " вече"...
Чему незнайкам учить потомков тех
Кто обошел весь свет,
Вернувшись в Рысиянию, Россию,
Что так чарует очи их...
Так рек и Фестский диск,
Который не прочитан был
Никем из мировых историков - всезнаек
Ни на одном язы́ке.
Как же читать на аглицком или саксонском
Как прочитать на идишь иль иврите,
Где писано по - русски на древних русских письменах?
Чужим нельзя прочесть того,
Что писано другими родною речью...
13.03.2017. Воронеж

Рома, как себя сами называют цыгане, всегда, были изгоями, но только не их песни! Если бы люди любили цыган так же как их музыку, мир стал бы куда более приятным местом. Дело в том, что музыка для цыган всегда была средством выживания. Вечным скитальцем приходилось приспосабливаться к местным вкусам, языкам, обычаям. Цыганская музыка в разных странах есть разная. Пройденные этим народом огромные расстояния внесли в музыку множество влияний: от византийских, греческих, арабских, индийских, персидских, турецких, славянских, испанских и. д. Квинтэссенция испанского, например, фламенко — это, в значительной степени (и танец и даже культура) цыганского народа Андалусии. Развитие цыганской музыки восходит к игре на таких инструментах, как лютни, в конце 1400 - х годов в Венгрии и Италии. Цыгане издревле использовали также следующие инструменты: арфы, цимбалы, кларнет, контрабас, виолончель, скрипки.

Для цыган не существует единого национального государства и они создают свои собственные жизненные пространства в пределах стран, где они поселились .

Уходит цыганский табор. Фотография с сайта - gazetaingush.ru
Уходит цыганский табор. Фотография с сайта - gazetaingush.ru

Точное время появления цыган в Российской империи неизвестно, приблизительно — это 16 век, ( начало крепостного права). Прошли столетия, наступил 19-й век. У богатых вельмож и помещиков были тогда в моде частные хоры, оркестры и даже театры, например, у графа Николая Петровича Шереметева. Граф Орлов был первым, кто создал и содержал цыганский хор — описание их мы находим в русской литературе. Они описаны классиками — Н. Лесковым, А . Толстым. Большинство цыган России — православные.

Народная цыганская песня, несущая основной смысл в тексте преображалась в России в крайне эмоциональную, зажигательную музыкальную картину. Мы помним из нашей литературы у В. Гиляровского" Москва и москвичи" его рассказ о ресторане "Яр". Он был, по сути, центром цыганской песни. А. Толстой специально ездил в "Яр" послушать цыган и это нашло отражение в его пьесе" Живой труп". " Яр" посещали Григорий Распутин, А. Куприн, В. Брюсов, И. Левитан, И. Репин, М. Врубель, М. Глинка.

Здесь выступали целые цыганские династии Соколовых, Шишкиных, Лебедевых.

Ресторан "ЯР". Фотография с сайта seeandgo.ru
Ресторан "ЯР". Фотография с сайта seeandgo.ru

И ныне, в здании гостиницы "Советская, где когда-то стояло здание ресторана "Яр" с 1960 - х годов размещается в Москве знаменитый цыганский театр "Ромэн", единственный в мире по сей день цыганский театр.

Театр "Ромэн"
Театр "Ромэн"

24 января 1931 г. состоялось открытие театрально - музыкальной студии "Индо - ромэн", в последствии, цыганского театра "Ромэн". Вдохновителем идеи стал Георгий Иванович Лебедев, выросший в семье потомственных хоровых цыган. В дальнейшем театр возглавлял М .М. Яншин, большой знаток и и ценитель цыганского искусства, полевой, таборной песни. Яншин стремился сделать"Ромэн" театром серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией. Сегодня театр " Ромэн" для цыган всего мира является центром цыганской, национальной музыки. Ныне театру исполнилось 90 лет. В России без цыган, и их магической цыганской песни невозможно представить полностью и многогранно русскую культуру. Цыганам, чтобы петь, танцевать, создавать и играть музыку нужно немного... артистического безумия... И они всегда им обладали и владеют и поныне живущие цыгане в разных странах мира, а объединяет их такую разную цыганскую музыку невероятный талант с которым она исполняется. Есть даже миф о том, что когда Бог решал, чем разные народы будут зарабатывать себе на хлеб, святой Петр посоветовал: пусть они играют! Даже, если вы совершенно не настроены веселиться и имеете кучу житейских проблем, остаться равнодушным и не улыбнуться тому, как цыгане самозабвенно, легко и заразительно исполняют свои мелодии, невозможно и вы никогда не сможете! Глядя на цыган мы начинаем ощущать ритм телом, настроение становится приподнятым, что - то входит в нас, чуточку безумное, веселое и зовёт следовать ему... Отказаться нет сил, и кажется, что именно так и выглядит праздник души. Поют и играют цыгане именно то и так, как чувствует их душа в данный момент. Они постоянно импровизируют. их пение подобно накату волны : подъем и спад, всегда свежее и новое.

В 1951 году, после войны стал возрождаться московский, цыганский театр, молва передавала прекрасные слухи о существование такой редкости и они достигли и юного, 16 - го летнего Николая Сличенко и позвали в дорогу. Талантливый юноша впервые ступил на порог театра, но путь любого начинающего артиста редко бывает устлан розами и прошли десятилетия творческой деятельности, за которые Николай развил и умножил многократно свое уникальное, поразительное дарование, а также прошел путь от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и худрука театра "Ромэн". При его руководстве театр получил возможность гастролировать не только по нашей стране, но и по миру, а он сам и многие актеры театра окончили ГИТИС.

Николай Сличенко сыграл множество ярких и главных ролей в спектаклях, вот некоторые из них : "Мы - цыгане", "Марьяна Пинеда", "Дочь шатров","Живой труп", а также с удовольствием снимался в фильмах: "Мой остров синий", "Свадьба в Малиновке", "Военно - полевой роман", "Олеко Дундич", "Эстрадная фантазия" и множество других. Но мне хочется обратить ваше внимание, дорогие читатели, на его песенное творчество и сказать несколько слов о Сличенко - певце. Да, жил - был в СССР, в России один цыган, которого просто боготворили, мечтали и желали видеть всегда, все и везде... Ему единственному из цыганской артистической братии, дано звание Народного артиста СССР и им стал Николай Сличенко. Сколько бы не спел Николай нам песен, никогда он не исполнил одну и ту же песню одинаково. Всегда он включал какой- то новый элемент, оттенок, аккорд, и голос звучал иначе, другой звук появлялся у него, новые танцевальные движения, которые шли изнутри и от настроения, владеющего артистом. Николай Сличенко в музыке был непредсказуем. Во взглядах и чертах поющего, танцующего,— играющего песню артиста, неизменно присутствует нечто колдовское, в движениях же изящество сочетается с величавостью.Экзотической прелестью веет, первобытной, восточной красотой... Мне импонировало его умение радоваться жизни, он был переполнен энергией любви и творчества. Я иногда, друзья, звоню сестре, а трубку берет ее сын, мой племянник и отвечая на мой вопрос, как там моя сестра и его мама, оригинально отвечает: "Радуется жизни!" Николай Сличенко и, вообще, цыгане, умеют именно радоваться самому бытию: сочно, вкусно, полнокровно, мы же частенько ноем, ворчим и сетуем, просто забываем в коловращении будничных проблем, что жизнь ценна сама по себе, а рома принимают свою судьбу как она есть и умеют создать Праздник, практически из ничего, зажигаясь музыкой, эмоциями, чувством и поджигая - увлекая всех вокруг себя ... И тогда мы, очнувшись, пробудившись словно, вспоминаем: мы живы, мы Живём! Так возрадуемся же! Ведь мы приходим сюда, на Землю, один раз. Только один раз!

Наш дорогой, наш драгоценный, Николай Сличенко, твоя широкая, солнечная, заразительная, слепящая улыбка, твой страстный, сладостный голос, вливающийся в наши сердца, в нашу кровь, как горный поток - ручей, бурно стремящийся в соленое море — упоительны, чувственны, незабываемо дарили праздник, состояние сиюминутного счастья Жизни, и потому остаются с нами, навсегда... Может быть, кто - то из вас, уважаемые читатели, захочет меня упрекнуть в пафосности, многословности и красивости слов, в излишней страстности выражений чувств... Но гораздо чаще мы бываем холодны, несвоевременны, забывчивы и равнодушны... Я живу чуть более в 500 - ти ста км от Москвы и сколько раз я собиралась на концерт Николая Сличенко, послушать удивительного певца, порадоваться, полюбоваться на нашего красавца - артиста, пережить с ним праздник!... Не сбылось. И как часто мы не ценим то, что нам дано, а потеряв, горько оплакиваем... Вспомните же, как Николай Алексеевич обращался к Женщине: "Милая, ты услышь меня...."

"Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою" — поет Николай и чье сердце женское не дрогнет, не встрепенется, не растает при таких стансах зовущего, изнывающего от безбрежной нежности и горячего, бездонного, неутолимого желания, голоса?!... Если только у этой женщины совсем нет сердца ... Бросишь все дела рутинные и ринешься за этим зовом знойным, вечным, в те самые дали загадочные, земли неизведанные и чужедальние . Пойдешь вслед за ним, за цыганским табором мерять ногами землю - матушку, чужие царства - государства. И уходили ведь не раз и женщины русские и мужчины из любых сословий общества за чарующими цыганскими голосами и неотразимым обаянием цыган, забывая самих себя и оставляя все — так занималось огнем любовным сердце от цыганской, сумасшедшей музыки и горящих, сверкающих, черных цыганских очей ...

"И манят они в страны дальние, где царит любовь, где царит покой, где страданья нет, где вражде запрет..." Очи черные"— любимый всеми цыганский русский романс, узнаваемый во всем мире, который, всегда, где либо стоит ему только зазвучать, подхватят и запоют все. Ныне романсу исполнилось — 200 лет, а его продолжают помнить и любить. Автор его текста украинский писатель и поэт Евгений Гребёнка,1843 г. Романс исполняется на музыку вальса Флориана Германа "Hommage", в обработке С Герделя. Знаменитый русский певец Федор Шаляпин ввел этот романс в свой репертуар и познакомил с ним весь мир во время своих гастролей. С тех пор и пошел романс звучать по миру. Воля ваша, друзья, но я считаю, что сегодня этот цыганский романс может достойно исполнить один уникальный артист на Земле и это — мой любимый испанский, андалузский певец Рафаэль. Неспроста так, ведь он родом из музыкального сердца, из песенного цыганского края Испании — из Андалузии, и голос его по - прежнему звучит магически прекрасно ... Рафаэль, как в свое время и Николай Сличенко, пропускает Чувство сквозь свою сущность и сердце его толчком, с порцией крови выталкивает обратно нам, обогащенное горячей эмоцией в мир, очаровывая нас своей правдой и страстью...

Николаю Сличенко была дарована Богом яркая природная красота и гордая стать, которую он сохранил до конца, но когда он начинал петь он светился особым светом, который и некрасивых делает прекрасными. Это идёт изнутри, из его вечно пылающей любовью к жизни, свободе, человеку и музыке страстно мучающейся и радующейся души. И это заставляет влюбляться в артиста...

Удивительно в этой песне "Письмо Матери" чувствует, поет, рассказывает и передает нам Николай любовное отношение к маме, нежное и трепетное до боли, которое, так проникновенно выразил в стихах Сергей Есенин. Нам поет именно русский цыган, он родной, наш, в голосе его звучит и разгульная русская удаль и извечная наша горечь, и настойчивое желание оградить мать любимую от всех тревог, успокоить ее и обещать скоро свидеться... Ведь нет для матери большего счастья знать, что ее сын родимый жив и здоров . Ей есть чем жить: ожиданием встречи !

Песня "Среди миров" была в творчестве Николая Алексеевича Сличенко, словно земная прощальная весть, откровение, утверждающее любовь и радость бытия. Великий артист исполнил романс "Среди миров" ( слова И. Анненского, музыка А. Вертинского и Ю. Шапорина) непревзойденно, пылая, отдавая нам весь жар бездонной, воспаряющей души и энергию жизни. Этот романс был широко известен в свое время — сначала в среде русской эмиграции, а позднее и у нас в стране.

Сличенко спел его с подобающей романсу, вначале, тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательностью, но закончил как и подобает, — позитивно, жизнеутверждающе. Воистину, с такой любовью, о которой идёт речь в песне, не нужен свет, ибо подлинное чувство способно осветить само твои самые потайные уголки души и мотив его звучащий среди миров, древнее вселенной...

Несколько слов в заключение: на русском музыкальном Олимпе, на лучезарном творческом, песенном небосводе России остаётся навечно гореть, рассыпая алые искры, побуждая и нас жить ярко: не тлеть и дымить, а гореть и пылать, цыганская, родная, русская звезда Николая Сличенко — выдающегося артиста и певца. Людвиг Ван Бетховен говорил, что музыка должна высекать огонь из человеческих сердец. Великий Сличенко, как подобает то Артисту от Бога, словно знал об этом с детства, и это стало его целью и делом всей жизни.

До встречи в лучшем из миров, дорогой Николай! А покамест, нам остаются в дар твои сердечные и зажигательные песни, незабвенные образы, созданные тобой так талантливо и неповторимо в кинофильмах, концертах и театральных, музыкальных спектаклях - феериях.

И, все - таки, остаются с нами, навсегда, твои огненные очи черные...

Посмотрите ещё материалы и рассказы Татьяны Кузьминой:

К 85-летию гибели испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки

Как я стала коком и спасла команду корабля от голода (рассказ из далёких 1990-х)

Валерий Ободзинский - Падение. Дорога в никуда. Воскрешение.

Ветер (моё советское детство и певец Рафаэль)

Татьяна Кузьмина "Музыка души" (мои стихи и размышления о поэзии)

Наш добрый волшебник Карел Готт

Воспоминание о Белой ночи (рассказ о 80-х годах 20-го века)

"Знакомой тропой он ушел в звездопад..." (Наш Орфей или Неспешный разговор о великом Муслиме Магомаеве)

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕПОСТЫ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!