Нормы морали трактует человеку социальное окружение. Основы человечности строятся на основных догматах норм поведения человека разумного с небольшим сводом отклонений в зависимости от культуры и традиций.
Потребность в социальности прописана в подкорке человеческого мировосприятия, поэтому влияние внешних факторов напрямую зависит от поведения и образа жизни человека.
Стороннее стагнирующее и деградирующее влияние имеет больше рычагов власти над поведением и мышлением принимающей стороны так как не затрачивают большое количество внутренней энергии на маргинализирование личности нежели духовное и умственное развитие, которое требует энергозатратную переработку и усваивание большого количества информации и применение физических и моральных усилий.
Но как долго человек будет являться носителем норм морали вне нахождения своего привычного социального окружения? Опыт прошлых событий и страницы истории говорят нам о том, что свод социально приобретённых постулатов морали живёт в человеке до момента угрозы жизни его носителя или до иного тяжёлого психологического давления, как единоразово, так и на протяжении долгого влияния из вне.
Хорошим примером является философская притча Уильяма Голдинга «Повелитель мух» повествующая о том, что произойдёт с человеком вне рамок его культуры и зоны комфорта, где на чашу весов возложена задача выживания в непривычных, враждебных условиях. Своеобразный антиутопический роман рассказывает нам о медленном разложении человеческих норм поведения и последствий ускоренной деградации морали на примере неокрепших умов юных героев этой книги. В этой статье я осмелюсь через литературное произведение известного европейского литератора XX века заглянуть за личину человечности попытаясь раскрыть дебютно или в новых красках гротескный роман-предупреждение «Повелитель мух» английского джентльмена Уильяма Голдинга.
Сэр Уильям Джеральд Голдинг родился 19 сентября 1911 года в графстве Корнуолл Соединённого Королевства Великобритании. С ранних лет Уильям увлёкся чтением и точными науками с дошкольного времени занимаясь самообразованием. Страсть к писательской деятельности рано зародилось в сердце Голдинга и начало путь с ним со школьной скамьи, а уже в двенадцать лет юное дарование впервые посетила идея о своём первом художественном произведении по теме зарождения профсоюзного движения.
По воле консервативного влияния родителей будущий писатель начинает идти по стопам отца, учителя естественных наук, и приступает к изучению естествознания. Но внутренний конфликт духовных интересов остро встал на ультиматум, поэтому уже через два года Уильям Голдинг изменил программу обучения сконцентрировавшись на изучении английского языка и литературы.
Будучи учащимся Оксфордского университета, Голдинг впервые начинает писать стихи, которые скорее являются душевным протестом, своеобразной борьбой с навязчивостью муштрования точных наук.
После того как Уильям закончил учёбу в университете степенью бакалавра искусств, будущий писатель приступил к работе в школе по учительской профессии. В то же время преподавательской деятельности Уильям Голдинг начинает писать пьесы, которые сам же ставил в небольшом лондонском театре сублимируя тягу к искусству.
Но попытки к серьёзной писательской деятельности Уильям Джеральд Голдинг стал принимать лишь после 1945 года будучи женатым и прошедшим вторую мировую войну.
Тяготы армейской жизни сказались на мировоззрении и будущих произведениях писателя и, как сам писатель неоднократно замечал, лишили его каких бы то не было иллюзий относительно человеческой сущности и природы.
Свой литераторский путь сэр Голдинг начал с написания рецензий и статей для журналов. Первые романы английского автора не были опубликованы, но Уильям не прекратил покорение писательских высот даже после многочисленных издательских отказов.
Удача любит усердность. Муза открывается напористым, поэтому в скором времени, после бесчисленных попыток дебютирования в литераторском мире, рукопись Уильяма вышла в тираж под названием «Повелитель мух» став бестселлером в Великобритании за короткий срок.
«Повелитель мух» является сложной, своеобразной аллегорией на первородный грех в соединении с размышлениями о глубинной человеческой сути, которая скрывается за толщей общественного диктаторства и социального давления правилами морали. Автор произведения на примере детской невинности показал нам звериное нутро человека, сдерживание которого и есть один из наших базовых обязательств, как разумных обитателей планеты – райского острова. Уильям Голдинг, этим романом, хотел до нас донести мысль о том, что примеры предела человеческой жестокости ограничиваются фантазией её носителя. Зверь и необузданность живёт в каждом человеке вне зависимости от жёсткости, консервативности, закостенелости или же лояльности и мягкости моральных скрижалей расовых, национальных и религиозных культур. Самоконтроль, духовное развитие и укрепление моральных ценностей есть наша обязанность так же равносильно как долг перед человечеством в виде совершенствования себя как уникальности в мире-коралловом острове уникальных людей.