Танк-паровоз. Всё своё ношу с собой. Паровоз особой конструкции.
В отличие от тепловозов, которым требуется перевозить с собой только своё топливо, паровозу приходится гораздо труднее. Ведь кроме самого топлива, паровозу надо «тащить на себе» ещё и рабочее тело – пар. В виде воды, конечно же. (В этом плане проще всего электровозу – его «топливо» вообще постоянно подаётся «со стороны». Правда, постройка и поддержание в рабочем состоянии контактной сети дело очень хлопотное и не дешёвое. Плюс выработка электроэнергии, но это совсем отдельная песня).
Уже у первых паровозов была особая прицепная тележка – тендер. Для перевозки всего необходимого. Сначала только топлива, потом, с увеличением длины пробега, и воды.
Паровозы становились всё мощнее, крупнее размерами, им требовалось всё больше топлива и воды в единицу времени. Соответственно, тендеры тоже росли в размерах, пытаясь запасти как можно больше.
Росла не только вместимость тендеров (которая имела конечные размеры из-за железнодорожного габарита). Изменялось и их устройство. Появились паровые шнековые углеподатчики – стокеры, заменявшие ручной труд. Никакой стахановец уже не смог бы кидать столько угля в топку, сколько требовал паровоз. Местами вместо угольных бункеров появились цистерны с мазутом – ведь паровоз, как и дредноут, отлично едет и на жидком топливе вместо угля. (В нашей стране паровозы, построенные «для угля», переоборудовали под «жидкое топливо» главным образом на северокавказском и каспийском направлениях – под тамошнюю нефть).
Но это уже был излёт эпохи паровозов. Тепловозы и электровозы выходили на сцену.
Было и другое направление паровозной эволюции. Возникшее параллельно с генеральной линией «магистральных монстров». И успешно с ней сосуществовавшее.
Для не слишком нагруженных участков, для маневровой работы, для работы на внутризаводских путях, там, где не требовались огромные расходы топлива и воды, и где запасы можно было легко восполнить, использовались паровозы без тендера. Всё необходимое нагружали на сам паровоз. Плюс сам нескоростной паровоз был небольших габаритных размеров и именно что манёвренный. (Хоть иногда функционировал как линейный, на пригородном сообщении). Такая конструкция получила обозначение «танк-паровоз».
Сейчас определение «танк-паровоз» немного отдаёт бронетехникой. И не зря. Происходит оно от того же английского слова «tank», от которого произошли и боевые «танки», и нефтяные «танкеры» и прочее. Просто «ёмкость». Наличие «ёмкости» для воды и топлива на самом паровозе и вынесено в название – танк-паровоз.
Первые танк-паровозы появились в Англии, что не удивительно. Потом, как и паровозы вообще, разошлись по миру, их выпускали везде, где была необходимость. А если не выпускали, то закупали импортные. (Первые танк-паровозы в России были именно импортными, потом стали выпускать собственные).
Танки с водой размещались либо по бокам от котла паровоза (как на фотографиях) - боковые танки, либо поверх поверхности котла, огибая её – седельные танки. Был ещё вариант запихнуть водяной бак в раму, под котёл. Угольные ящики, что понятно, размещали поближе к будке машиниста: в ней, за ней, рядом с ней.
Да, двигаться на дальние расстояния танк-паровоз был не способен, ведь возимый запас был относительно невелик. Но зато он был очень удобен как маневровый – тендер не мешал обзору, паровоз легко ходил в обоих направлениях, небольшие габариты позволяли легче маневрировать на «переплетающихся» путях. Сцепной вес по сравнению с «магистральными монстрами» был невелик, ну так танк-паровозу и не нужно было таскать тяжеленные составы.
Решение о прекращении выпуска паровозов в СССР было принято в 1956 году. Вместе с «магистральными монстрами» П36 и ЛВ, свернули и производство танк-паровозов 9П.
Производство-то прекратили, но эксплуатировать паровозы продолжали. Интенсивно и долго. И тут маневровые 9П продержались достаточно долго, до середины семидесятых. Паровоз 9П 15387 что на фотографии, судя по всему, был списан вовсе в 1987 году.
У танк-паровозов, которые следовали принципу «всё своё ношу с собой» имелся и совсем крайний случай – бестопочный паровоз. У которого не было не только тендера, но и топки, а значит и топлива. Но об этом в другой раз.
Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?
Француз на русской службе - железнодорожная "иномарка" в СССР
Когда вагон - сам себе локомотив
Дама сдавала в багаж... А куда она его сдавала?
Устройство колёсной пары - музейный "интерактивный демонстратор"
#железнодорожный транспорт #паровозы #история #транспорт #техника ссср #техника #железные дороги #железная дорога #танки #локомотивы