Найти тему
В городе Жить

Непробуждённый Енисей. Каким мог быть главный символ Красноярска?

Представьте, что вы едете по Коммунальному мосту с левого берега на правый, оглядываясь по сторонам. А с острова Посадного на вас смотрит... юноша невероятной высоты. Скажете, фантазия? А вот и нет! Грандиозный монумент под названием “Пробуждающийся Енисей” мог бы стать ещё одним символом города. Идея была очень близка к воплощению. Но, к сожалению, сегодня увидеть “Пробуждающийся Енисей” мы можем только на старых снимках из архива Юрия Павловича Ишханова. Человека, влюблённого в Красноярск и в нашу реку.

Фигура Енисея, которая должна была вознестись на острове Посадном.
Фигура Енисея, которая должна была вознестись на острове Посадном.

Родился Юрий Павлович в Дагестане, в детстве побывал в Томской области, поступил на военную службу в Ереване, художественные умения получал в училище в Симферополе и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.

Летом 1956 года тогда ещё студент Ишханов провёл в Красноярске два месяца по приглашению скульптора Владимира Зеленова и буквально заразился любовью к городу, Енисею, творческой среде молодых художников. Уже в первый приезд в Красноярск в 1959—1960 годах он создал памятники Ленину в Енисейске и Ужуре, а позже, в 1969-м, участвовал в создании монумента вождю мирового пролетариата в Красноярске. Тогда юный скульптор шлифовал своё мастерство под руководством народного художника СССР Николая Томского. Результатом стала блистательная отчётная выставка в Красноярске. Одну из работ — “Девочку-хакаску” — приобрела Государственная Третьяковская галерея. А скульптор остался жить и работать в Красноярске, и это его решение повлияло не только на биографию скульптора, но и на судьбу краевого центра. Именно Ишханов и Зеленов стали первопроходцами в городской скульптуре, до них этот жанр у нас отсутствовал.

Юрий Ишханов известен на всю страну как талантливый портретист, умеющий точно передать внутреннюю суть своих героев. А его монументальные работы знают и видели все красноярцы — памятник Чехову с видом на реку, “Кандальный путь” на Предмостной площади, обелиск на Красной площади, аллегорическая композиция “Октябрь” на здании нынешнего Дома кино.
Юрий Ишханов известен на всю страну как талантливый портретист, умеющий точно передать внутреннюю суть своих героев. А его монументальные работы знают и видели все красноярцы — памятник Чехову с видом на реку, “Кандальный путь” на Предмостной площади, обелиск на Красной площади, аллегорическая композиция “Октябрь” на здании нынешнего Дома кино.

Вот только самая монументальная работа Ишханова так и осталась проектом. Речь идёт об аллегорической фигуре Енисея, которая должна была вознестись на острове Посадном. Её расчётная высота составляла 25 метров — фигуру было бы видно и с моста, и с берега, и с проплывающих по реке кораблей. Скульптор выразил в работе легендарнный образ Енисея-богатыря, к которому бегут все реки с женскими именами — Ангара, Мана, Базаиха, Тунгуска.

Несмотря на то, что Академия художеств СССР одобрила проект и рекомендовала скульптуру к установке, в Красноярске она вызвала немалые споры. Протоколы этих обсуждений сохранились в архиве. Из них видно, что предложенный образ, который должен был стать символом сильного, вечного Енисея, многим показался спорным. Одних смутил возраст — уж слишком молод “Енисей-батюшка”, другие переживали из-за ассоциаций с пляжным отдыхом, а не с великой рекой. Иные сетовали на то, что обнажённый юноша будет неуютно смотреться под сибирским снегом. Но были и защитники, которые говорили, что этот свежий взгляд нужен городу. И зрители выставки, на которой демонстрировалась пятиметровая модель этой скульптуры, в основном оставили положительные отзывы. А комиссия всё-таки рекомендовала Юрию Павловичу продолжить работу над монументом.

Образ, который должен был стать символом сильного, вечного Енисея, многим показался спорным.
Образ, который должен был стать символом сильного, вечного Енисея, многим показался спорным.

Несмотря на это, скульптура так и не появилась в Красноярске. Хотя дала скульптору опыт, который потом пригодился в его монументальных работах, разбросанных по всей стране.

Текст Нина Фатеева

Фото предоставлены МКУ “Красноярский городской архив”