Представьте, что вы едете по Коммунальному мосту с левого берега на правый, оглядываясь по сторонам. А с острова Посадного на вас смотрит... юноша невероятной высоты. Скажете, фантазия? А вот и нет! Грандиозный монумент под названием “Пробуждающийся Енисей” мог бы стать ещё одним символом города. Идея была очень близка к воплощению. Но, к сожалению, сегодня увидеть “Пробуждающийся Енисей” мы можем только на старых снимках из архива Юрия Павловича Ишханова. Человека, влюблённого в Красноярск и в нашу реку.
Родился Юрий Павлович в Дагестане, в детстве побывал в Томской области, поступил на военную службу в Ереване, художественные умения получал в училище в Симферополе и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.
Летом 1956 года тогда ещё студент Ишханов провёл в Красноярске два месяца по приглашению скульптора Владимира Зеленова и буквально заразился любовью к городу, Енисею, творческой среде молодых художников. Уже в первый приезд в Красноярск в 1959—1960 годах он создал памятники Ленину в Енисейске и Ужуре, а позже, в 1969-м, участвовал в создании монумента вождю мирового пролетариата в Красноярске. Тогда юный скульптор шлифовал своё мастерство под руководством народного художника СССР Николая Томского. Результатом стала блистательная отчётная выставка в Красноярске. Одну из работ — “Девочку-хакаску” — приобрела Государственная Третьяковская галерея. А скульптор остался жить и работать в Красноярске, и это его решение повлияло не только на биографию скульптора, но и на судьбу краевого центра. Именно Ишханов и Зеленов стали первопроходцами в городской скульптуре, до них этот жанр у нас отсутствовал.
Вот только самая монументальная работа Ишханова так и осталась проектом. Речь идёт об аллегорической фигуре Енисея, которая должна была вознестись на острове Посадном. Её расчётная высота составляла 25 метров — фигуру было бы видно и с моста, и с берега, и с проплывающих по реке кораблей. Скульптор выразил в работе легендарнный образ Енисея-богатыря, к которому бегут все реки с женскими именами — Ангара, Мана, Базаиха, Тунгуска.
Несмотря на то, что Академия художеств СССР одобрила проект и рекомендовала скульптуру к установке, в Красноярске она вызвала немалые споры. Протоколы этих обсуждений сохранились в архиве. Из них видно, что предложенный образ, который должен был стать символом сильного, вечного Енисея, многим показался спорным. Одних смутил возраст — уж слишком молод “Енисей-батюшка”, другие переживали из-за ассоциаций с пляжным отдыхом, а не с великой рекой. Иные сетовали на то, что обнажённый юноша будет неуютно смотреться под сибирским снегом. Но были и защитники, которые говорили, что этот свежий взгляд нужен городу. И зрители выставки, на которой демонстрировалась пятиметровая модель этой скульптуры, в основном оставили положительные отзывы. А комиссия всё-таки рекомендовала Юрию Павловичу продолжить работу над монументом.
Несмотря на это, скульптура так и не появилась в Красноярске. Хотя дала скульптору опыт, который потом пригодился в его монументальных работах, разбросанных по всей стране.
Текст Нина Фатеева
Фото предоставлены МКУ “Красноярский городской архив”