Запомните золотое правило автомобилестроения: НИКОГДА шедевр не создастся по приказу (указу, постановлению и т.п.). "Автомобиль от сердца" - это результат душевного порыва, хитросплетение мыслей в голове и геометрических линий, загнанных в рамки законов физики. Именно поэтому, согласно постановления правительства СССР, Ульяновский автомобильный завод, получив в 1954 году задание на разработку автомобиля с объемным кузовом на базе ГАЗ-69, обрек УАЗ Буханку на долгое и бессмысленное существование 67 (!!!) лет производства.
Но вернёмся в далёкий 1954 год. Задание получили - получили. Но тогда почему первый эскиз нарисовали только в 1955 году? Чем занимались в течение года? Искали бумагу? Все силы бросили на добычу графита для карандашей? Но тем не менее для своего времени рисунок получился интересным.
Хочется обратить Ваше внимание на необычное обрамление лобового стекла и передних боковых форточек, на "архитектуру" подножек, на хромированную окантовку но низу кузова и отштамповку задних фонарей. Но что за огромная буква "У" на решётке радиатора? Неужели не придумали ничего красивее? Банально-простое решение.
Прошло ещё 3 года, а это почти 1100 дней. Много это или мало? Решайте сами... Ведь требовалось только доработать техническую часть ГАЗ-69 и подготовить кузов с его "наполнением" к заводскому выпуску. За это время УАЗ Буханка всё-таки эволюционировал из рисунка на бумаге до серийного прототипа. Но серийный прототип лишь отдалённо напоминает изначальный эскиз. Всё, что было сложно воплотить в жизнь, попросту убрали или упростили. Зато он отчётливо напоминает УАЗ семейства СГР 2021 года выпуска (прим. авт: УАЗ Буханка - народное название УАЗ 450, 452, 2209, 3962 и всех многочисленных цифровых обозначений этой модели).
Из интересных решений было лишь то, что передние двери открывались против хода, а стёкла в них были сдвижные. Но в результате эксплуатации двери перевесили на привычную нам сторону, выпускаемую в таком варианте и по сей день.
А как Вы думаете в каком году началось серийное производство? Лишь в 1965! То есть через 7 лет после мелкосерийного выпуска моделей 450 и 451. И название дали абсолютно уникальное: УАЗ-452.
В тот момент все те, кто принимал участие в разработке и воплощении в жизнь, ещё даже не понимали какую "машину времени" они создали. Логичным завершением производства УАЗ-452 должен был стать максимум 1970 год. Затем должны были наладить производство новой модели, не имеющей ни одной общей детали с УАЗ-452. Но очевидно стало жалко сил, потраченных на перенос модели с листка бумаги на конвейерное производство. А это напомню с 1954 по 1965 год. Именно эти 11 лет и стали хронометражным периодом для воплощения от идеи минимальной модернизации УАЗ буханка до внедрения этой модернизации на конвейер. К 1985 году семейство автомобилей УАЗ Буханка получили не только новые индексы обозначения, но и усовершенствованный ульяновский мотор мощностью 78 л.с. с сухим воздушным фильтром и закрытыми системами охлаждения и вентиляции картера. Тормозную систему сделали двухконтурной с вакуумным усилителем, установили гидравлический привод сцепления, телескопические амортизаторы и новый рулевой вал.
А внешность? Её посчитали слишком идеальной. Дизайн, опередивший время, остался без изменений.
А дальше началась ещё более "активная" модернизация. В конце 80-х появились версии с двигателем ЗМЗ-402. В 90-х появились двигатели УМЗ-421, модификация "Фермер". Также появились места для крепления ремней безопасности (но сами ремни не устанавливали), наружные зеркала стали пластмассовыми, металл начал становиться тоньше. В период 00-х годов началась операция "антихром". И всё, что до этого хоть маленько блестело, начали красить в чёрный цвет. Появились варианты с "мягкой" резиной. Передние сиденья стали с высокой спинкой, появилась продольная регулировка. Очередной раз изменили форму наружных зеркал. Открывающихся "форточек" в боковых стеклах стало меньше.
Но самое знаковое событие произошло в 2006 году, когда на УАЗ начали серийно ставить инжекторные двигатели УМЗ-4216, результатом чего владельцы семейства УАЗ буханка разделились на два лагеря. Первые - это люди "старой закалки". Они остались преданы карбюратору. В их числе охотники, рыболовы, любители тяжёлого многодневного бездорожья вдали от цивилизации. Вторым лагерем стали "новаторы". Они с радостью перешли на инжектор. В основном это "трассовые" водители, охотники и рыболовы по хорошим дорогам и "околоцивилизованные" путешественники.
Итак, Буханке на момент 2006 года серийно уже 48 лет! А специалисты УАЗа наконец-то начали пихать в неё инжекторный мотор УМЗ-4216, который является глубоко модернизированным ЗМЗ-21А!!! Мой мозг абсолютно отказывается составлять какую-либо логическую цепочку в плане рестайлинга УАЗ Буханка. Это должно было быть невозможным!
И тут дальнейшие улучшения уже особо и не важны, но в 2016 году в Буханку заталкивают новые сиденья, меняют дизайн приборов, переносят кнопки включения отопления. Спидометр - в центр. Одометр - цифровой. Новое крепление замка капота! Подушки под кабину! Заварили откидную подножку сзади! Это всё? Назначение буханки сместили ближе к городу? Но зачем? Ведь хоть какой-то смысл такого автомобиля находится безумно далеко от городских дорог. Получился автомобиль - издевательство! Насмешка над потенциальным покупателем! Это именно тот случай, когда модернизация оттягивается на десятки лет из-за того, что куча лентяев-разгильдяев заставляет нищий народ покупать это "ведро" на протяжении 63 лет!
И даже купив в 2021 году этот современный и технологичный автомобиль с гордым именем "БУХАНКА" по цене около 1 000 000 рублей его владельцы вынуждены постоянно устранять заводские дефекты и заниматься облагораживанием салона и технической части. Не должно так быть! Цена всевозможных накладок на панель, двери и т.д. даже с учётом "эры перепродажников" является вполне доступной, не говоря о себестоимости таких деталей. Но заводу УАЗ опять же лень думать о своих покупателях!
И да, я в числе тех людей, которые являются владельцами УАЗ Буханка. Первым была "санитарка" 3962 1989 года выпуска с двигателем УМЗ 417. За 19 лет владения кузов ужасно сгнил. Затем был грузопассажирский 3909 с двигателем ЗМЗ 402, 2002 г.в. Продержался всего лишь 1 год и продан из-за того, что неудобно возить длинномеры. После него был УАЗ-2209 1999 года выпуска с двигателем УМЗ 421. Эксплуатировал я его на протяжении 2 лет, и продал из-за жуткой ломучести. И последним моим УАЗиком стал такой же 2209, но только уже 2005 года выпуска (последние карбюраторы) с двигателем УМЗ-421. За 9 лет технически поменял всё, кузов весь сгнил, подвариваю ежегодно. Смысла в покупке нового я не вижу. Буду докатывать этот.
Ну а в последнее время радуют своими эскизами современные дизайнеры. Которые своим "свежим" взглядом хотя бы визуально омолодили старушку-Буханку. К счастью, они не работают на заводе УАЗ. Ведь тогда страшная и жуткая болезнь "ЛЕНЬ" беспощадно уничтожила бы всё желание работать на отлично. У меня всё. Занавес...