Специалисты по паранормальным явлениям уверены: в каждом музее, в экспозиции которого представлены старинные вещи, обитает хотя бы один призрак. Что же, судя по рассказам посетителей и сотрудников «хранилищ истории», так оно и есть…
Музеи, в которых обитают призраки.
В любом, уважающем себя музее, должно быть хоть одно, но приличное привидение. А вы не знали?
В Сыктывкарский мемориальный музей им. И. А. Куратова — основоположника поэзии народа коми, жившего в XIX веке — ежегодно 18 июля приходят десятки местных литераторов. Здесь они читают свои творения, делятся культурными новостями и пьют чай, обязательно одну чашку наливая для… самого Ивана Куратова. Эта традиция появилась в музее восемь лет назад, после того как ночью накануне 18 июля — дня рождения классика — со стены 21 раз падал его портрет и каждый раз сторож вешал его на место, а рано утром директор музея Диана Холопова вообще увидела в старинном зеркале нечеткое отражение поэта. В культурное заведение сразу же был приглашен священнослужитель. Он освятил залы и посоветовал ежегодно поминать поэта, по старинной традиции, оставляя и ему что-нибудь съестное. Так и поступили.
На сотрудников и посетителей Ивановского музея промышленности и искусства, картина неизвестного автора «Купчиха Александра Небурчилова» наводила страх со дня открытия музея — 17 марта 1987 года. По их словам, от тяжелого, словно свинцом налитого взора нарисованной женщины по коже пробегали мурашки. А начиная с 2000 года в музее еще и стали видеть призрак Небурчиловой в голубых одеяниях — в тех самых, что и на портрете. Он часто ходил вслед за работниками в музейное хранилище и однажды даже оказал помощь женщине-реставратору. Та стояла на лестнице под потолком, покачнулась и вдруг ощутила, как чья-то рука удержала ее от падения. «Я очень удивилась тогда, — вспоминала спасенная, — ведь мы все недолюбливали купчиху, считали, что она злая. А тут такой благородный жест!»
Но от назойливого призрака все же решили избавиться и для этого отправили портрет на реставрацию в мастерскую Костромы. После нее купчиха действительно не стала появляться в Ивановском музее: то ли в Костроме «осталась», то ли просто успокоилась. Более того, даже ее взгляд с портрета перестал вызывать у всех трепет.
А вот Тольяттинский краеведческий музей можно назвать пристанищем призрачной дамы в белом. Впервые она была замечена главной хранительницей этого культурного заведения Валентиной Котовой, когда летом прошлого года последняя мыла в подсобке старинную посуду. Дверь в коридор тогда была полуоткрыта, и боковым зрением Котова увидела, что у лестницы внезапно появился женский силуэт, который направился в подвал, где размещались музейные хранилища.
Котова поспешила вслед за незнакомкой в белом, но ее и след простыл. А спустя несколько дней после этого случая очевидцем призрака стал и некий студент, посетивший музей. Он шел через один из выставочных залов и заметил в стеклянной витрине странное размытое отражение: женщина в белом длинном платье опиралась на старинную школьную парту, замерев, будто в задумчивости. Молодой человек быстро обернулся — парта на месте, но рядом с ней — никого.
Дом-музей Ленина в Самаре славится… запахами, появляющимися из ниоткуда. В частности, когда его сотрудники решили продемонстрировать посетителям остатки кофейного сервиза, которым когда-то пользовался Владимир Ильич, все присутствующие ощутили запах свежезаваренного кофе, хотя поблизости его никто не готовил. Ну а призрачный запах яблочного пирога — любимого лакомства Ленина — там витает едва ли не каждый день. А помимо этого, в доме-музее периодически слышатся шаги и сами собой перемещаются вещи. К примеру, однажды утром его заведующая Майя Образцова обнаружила перевернутую постель в одной из комнат, хотя дверь в нее на ночь была заперта, а музей хорошо охранялся.
А вот сотрудники дома-музея Максима Горького, расположенного в Нижнем Новгороде, жалуются, что в их культурное заведение по ночам часто «захаживает» беспокойный призрак самого писателя. Он бродит по комнатам, громко топая сапогами. Ночные сторожа, будучи не в силах терпеть шум, поначалу даже вызывали ОМОН и МЧС. Сотрудники этих структур становились свидетелями этого «безобразия», но при всем при том разводили руками: утихомирить потустороннего «буяна» они не в силах.
В музее этнографии в Санкт-Петербурге имеется один удивительный экспонат — муляж эскимоса, облаченный в старинные одежды, с раритетным луком в правой руке. Сохранились сведения, что за время его нахождения там оружие дважды выстреливало непонятно откуда взявшимися стрелами. Причем оба раза это предшествовало важным историческим событиям — началу Великой Отечественной войны, и, соответственно, и Ленинградской блокады, и распаду СССР.
В областном историко-краеведческом музее города Актюбинска (Казахстан) обитает призрак неизвестного мальчика. Первым его, разгуливающего среди экспонатов этнографического зала, увидела экскурсовод Лилия Болтан. Однажды в разгар рабочего дня женщина решила посидеть в тишине — после длительной экскурсии у нее очень болела голова, а для этого более всего подходил как раз этнографический зал, пользовавшийся у посетителей музея наименьшей популярностью. Болган не заметила, как задремала среди старинных вещей, а когда проснулась, то почувствовала, что ее тело полностью парализовано. Она сидела на стуле и не могла пошевелиться, а рядом с ней стоял мальчик лет 6-7.
«Я было решила, что это сын одной из наших сотрудниц, — вспоминала Лилия, — но потом, когда он внезапно исчез, а спустя несколько секунд появился из воздуха на том же месте, поняла: это настоящий призрак. Меня охватил неописуемый ужас — я даже говорить не могла. Но вскоре додумалась мысленно произнести Бисмиллу (Прим. — защитная молитва мусульман). И стоило это сделать, как мальчик зашел за древние каменные изваяния и растворился в воздухе».
Другой экскурсовод Актюбинского музея — Жанар Улыкпанова — совсем недавно стала свидетелем вот такого случая. Однажды в полдень все в том же этнографическом зале раздался громкий и отчетливый звук бьющегося стекла. Женщина испугалась, что кто-то умышленно расколотил витрину, под которой хранились исключительно редкие и дорогие экспонаты, и стремглав кинулась туда. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что в зале все стоит на своих местах и ни одного стеклянного осколка на полу нет. «Шалость призрачного мальчишки», — решила Жанар.