Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Куча на Болотной: кто навалил, зачем и искусство ли это. Проголосуем?

Всем привет. Выступлю в жанре «меня никто не спрашивал, но я скажу». Впрочем, в данном случае не спрашивали никого – ни меня, ни вас, ни москвичей, ни арт-критиков, ни Путина. Потому что если бы спросили, скажем, обывателя, что поставить на Болотной набережной перед новеньким зданием ГЭС-2, то обыватель, скорее всего, ответил бы, мол, ничего не надо, у меня уже есть Петр-Колумб-Церетели через реку, мне вполне достаточно, благодарю.

Если бы посоветовались с уважаемым арт-критиком, тот бы точно поприветствовал гигантскую скульптуру в городском пространстве, но из работ того же Урса Фишера выбрал бы что-нибудь поприличнее – какую-нибудь безликую бронзу, например.

Более хулиганистый и менее уважаемый арт-критик предложил бы Фишеру наваять многометровую восковую свечу в виде миллиардера Леонида Михельсона, владельца фонда V-A-C (и культурного центра ГЭС-2 соответственно), а потом на День города эту свечу поджечь на радость всем ценителям современного искусства. Тем более что такие примеры уже были, пусть и в более камерных масштабах: свеча Урса Фишера в виде его знакомой Дарьи Жуковой одно время красовалась в витрине галереи Гагосяна в Лондоне, а потом ее преспокойно сожгли.

Даша. Свеча-скульптура в форме Дарьи Жуковой
Даша. Свеча-скульптура в форме Дарьи Жуковой

А прямо сейчас в новом музее Франсуа Пино в Париже тлеют прекрасные сабинянки – в восковую копию «Похищения сабинянок» XVI века в исполнении Фишера каждое утро вставляют зажженные фитили, лишний раз утверждая бренность бытия.

Интерьер нового музея Франсуа Пино в Париже. На фото: реплика "Похищения сабинянок" из воска
Интерьер нового музея Франсуа Пино в Париже. На фото: реплика "Похищения сабинянок" из воска

Одна часть меня искренне приветствует современное искусство на улицах города, особенно дискуссию вокруг него. Но всё же нельзя не согласиться с куратором Третьяковки Кириллом Светляковым в том, что концепция глобал-арт, как и сам формат монументальной скульптуры безнадежно устарели, и что это не столько художественный объект, сколько непрозрачный месседж о том, какой возможно будет политика новой институции:

Появление монумента с фекальной тематикой в качестве знакомства с новым музеем – жест элитисткий. Нам как бы говорят, что хотим, то и ставим, мы продвинутые, а вы – нет, но вы можете приобщиться. Это такая неолиберальная история, конечно, недемократичная. Демократичный жест представил бы нам более узнаваемый или наоборот – рассчитанный на воображение объект. Поэтому неприятие скульптуры Фишера имеет социальную природу, а не эстетическую.

Большая глина №4 - главное арт-событие августа
Большая глина №4 - главное арт-событие августа

Жаль, мало кто говорит о второй работе, выставленной к открытию ГЭС-2, менее заметной, но не менее значимой: это произведение итальянского художника Джузеппе Пеноне «Пространство света», инсталляция на тему взаимодействия человека и природы. Пеноне начинал как художник направления арте повера (букв. бедное искусство), выступавшего как раз против коммерциализации искусства, поэтому присутствие Пеноне на частной территории одного из самых богатых людей мира – это какая-то ирония судьбы.

Впрочем, о подводных камнях экономики современного искусства подробно рассказал Натаниэль Кан в своем замечательном документальном фильме «Всему есть цена», одним из героев которого, кстати, является и Урс Фишер, ведь он – самый дорогой швейцарский художник, а его скульптура «Лампа-медведь» была продана за рекордные $6 млн.

Лампа-медведь. Одна из самых дорогих скульптур в истории. На Christie's продана за $6 млн.
Лампа-медведь. Одна из самых дорогих скульптур в истории. На Christie's продана за $6 млн.

А вот моя восторженная рецензия на этот фильм сразу после фестивального просмотра:

Всему есть цена (The Price of Everything, 2018)

Документальное расследование Натаниэля Кана «Всему есть цена» могло бы называться смешнее: «Пунс против Кунса», то есть художник-абстракционист Ларри Пунс, которому уже за 80 и который в какой-то момент просто ушел из арт-мира в неизвестность (читай: в чистое творчество), против художника-менеджера Джеффа Кунса (не секрет, что в молодости Кунс был успешным брокером, сейчас – успешный (читай: дорогой) художник).

Джефф Кунс, главный художник-бизнесмен наших дней (после Покраса Лампаса, конечно)
Джефф Кунс, главный художник-бизнесмен наших дней (после Покраса Лампаса, конечно)

Натаниэль Кан, известный, в первую очередь, очень личным фильмом о своем отце, великом архитекторе Луисе Кане, открывается с совершенно другой стороны: он не боится задавать неудобные вопросы, не боится повторять неудобные вопросы и получать на них обескураживающие ответы бонз арт-мира.

Впрочем, ничего нового мы не узнаем. Да, художники любят деньги, а кто не любит – тот бедный. Да, коллекционеры – это не наивные сумасшедшие, а расчетливые бизнесмены, а те, которые действительно сумасшедшие, те не понимают ни в ценах, ни в ценности. Да, Кунс не рисует сам, за него все делают слуги, но идея-то его! Да, дилеры надувают художников, и это случается повсеместно (случай с Робертом Раушенбергом – классика жанра). Да, эти богатые русские смешные, у них дурацкий акцент и жены-блондинки. Дилеры уверены в себе, художники – нет, а еще аукционы завышают цены, и это очень циничный мир. Ну и что? Уж и не сосчитать попыток вскрыть тайны и проблемы арт-мира и как-нибудь разоблачить его. Неужели после этого мы перестанем любить Ротко или разочаруемся в Рихтере? Сомневаюсь.

________________________________________________

Ну ладно, хватит слов, давайте голосовать.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡