Найти в Дзене
Тёмный историк

Почему испанские националисты не желали принимать помощь от белых?

Русские эмигранты в годы испанской Гражданской войны сражались как на стороне франкистов (националисты), так и на стороне республиканцев. В данной истории интересно вот что: на стороне республиканцев русских эмигрантов было гораздо больше (от нескольких сотен до тысячи), но чаще говорят, почему-то, именно про «белогврдейцев Франко» (которых было от 70 до 180 где-то). Хотя белоэмигрантская пресса, в целом, была на стороне Франсиско Франко, а сами белые готовы были ехать к испанцам-националистам сотнями. Однако, те белогвардейцы, которые всё-таки доехали до Испании, вспоминали, что франкисты встречали их, мягко говоря, прохладно. О таком приеме много писал Николай Всеволодович Шинкаренко — бывший генерал Добровольческой армии. У испанцев он сначала был корреспондентом, но почти сразу записался в рядовые добровольцы. И даже пару раз общался с самим Франко, предлагая последнему создать отдельную русскую воинскую часть. (Archivo Historico Militar, С.С. Балмасов. Русский штык на чужой вой

Русские эмигранты в годы испанской Гражданской войны сражались как на стороне франкистов (националисты), так и на стороне республиканцев. В данной истории интересно вот что: на стороне республиканцев русских эмигрантов было гораздо больше (от нескольких сотен до тысячи), но чаще говорят, почему-то, именно про «белогврдейцев Франко» (которых было от 70 до 180 где-то).

Хотя белоэмигрантская пресса, в целом, была на стороне Франсиско Франко, а сами белые готовы были ехать к испанцам-националистам сотнями.

Русские белогвардейцы в Испании. Художник: Роберто Паласиос-Фернандес
Русские белогвардейцы в Испании. Художник: Роберто Паласиос-Фернандес

Однако, те белогвардейцы, которые всё-таки доехали до Испании, вспоминали, что франкисты встречали их, мягко говоря, прохладно. О таком приеме много писал Николай Всеволодович Шинкаренко — бывший генерал Добровольческой армии. У испанцев он сначала был корреспондентом, но почти сразу записался в рядовые добровольцы. И даже пару раз общался с самим Франко, предлагая последнему создать отдельную русскую воинскую часть. (Archivo Historico Militar, С.С. Балмасов. Русский штык на чужой войне.)

Но Франко отказался. А сами испанцы часто «разворачивали» русских добровольцев. И такое поведение объяснялось сразу несколькими причинами.

Во-первых, Франко и его окружение понимали, что создание большой части из бывших белогвардейцев позволит Советскому Союзу оправдать поддержку республиканцев, усилить её. Мол, что это вы тут, контрреволюцию разводите? А если эти белогвардейцы после окончания вашей «Гражданки» опять в Россию попрут? Дело пахнет керосином...

Франсиско Франко
Франсиско Франко

Во-вторых, испанские националисты и так довольно серьезно зависели от поддержки итальянцев, немцев и португальцев (и это при декларации будущего возрождения былой мощи Испании). Теперь ещё и русским что-то обещать? А потом — получить с таких договоренностей проблемы?

Нет, Франко в этом плане был достаточно осторожен, стараясь как можно меньше связывать себя конкретными обязательствами. Возможно, именно поэтому Испания не только не приняла участия во Второй мировой, но и сохранила у власти тех самых «националистов». Кстати говоря, «от ворот поворот» получали не только белогвардейцы, но и ирландцы (правда русские воевали гораздо лучше).

В-третьих, белое движение для франкистов было чем-то довольно мало знакомым и даже «мутным». Ведь Гражданскую войну в России эти люди проиграли, стоит ли связываться с ними? Более того, в те годы оказалось, что советская разведка завербовала многих белогвардейцев, даже с регалиями и из «цветных частей».

Настоящим шоком для белой эмиграции стало предательство генерал-майора, начальника Корниловской дивизии Н.В. Скоблина. «Агенты Кремля» после такого случая мерещились повсюду.

Николай Владимирович Скоблин
Николай Владимирович Скоблин

Тем более, что многие бывшие белые офицеры реально воевали за Республику. Возникала безрадостная для франкистов перспектива измены. Гипотетически под видом «русских белогвардейцев» в лагерь франкистов могли проникнуть и советские агенты. Это, кстати, объясняет и еще кое-что: испанцы крайне неохотно выдавали белым должности в своей армии. Практически все белогвардейцы-добровольцы воевали либо рядовыми, либо лейтенантами.

Впрочем, говоря о «подозрительных испанцах», нельзя не отметить и тот факт, что Франко не забыл о русских добровольцах: тот же Н.В. Шинкаренко получил от него испанское гражданство и пенсию. Так и остался жить в Испании...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.