Найти тему
Москва памятная

Тверская 21. Одно из самых старых и самых знаменитых зданий на центральной московской улице

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала «Москва памятная». Приглашаю вас на продолжение виртуальной экскурсии по Тверской улице столицы, которую я и люди моего поколения помним как улицу Горького. Сегодня прогуливаясь по ней складывается впечатление, что эта улица была практически заново отстроена в 30-е – 50-е годы прошлого века и от той Тверской по которой когда-то гуляли Пушкин и Гоголь, Гиляровский и Чехов сегодня ничего не осталось. К сожалению, в большинстве случаев это так, но кое-что всё-таки сохранилось. Вот об одном из таких домов с более чем двухсотлетней историей сегодня и пойдет речь.

От усадьбы 16 века до «явки» русских масонов

Первый жилой дом или городская усадьба на этом месте появилась еще в 16 веке, когда Великий князь владимирский и московский, государь всея Руси Василий III пожаловал здесь землю за верную службу государеву дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину. Не будем сильно углубляться во глубину веков. Скажу только что в 17 веке имение принадлежала князю Н.И. Одоевском, а затем сменив череду владельцев попало в собственность Александру Матвеевичу Хераскову, брату Михаила Матвеевича Хераскова поэта писателя и драматурга эпохи Просвещения.

-2

Имя этого человека сегодня практически забыто, а между тем он оставил большой след в русской культуре и науке 18 века. Кроме того что он был видным поэтом и прозаиком 18 века, автором стихотворной эпопеи «Россиада» и множества других произведений, он в течение 7 лет возглавлял Московский университет, а позже был его куратором, стал инициатором создания Благородного пансиона в Москве и сделал еще очень многое, для развития образования в России.
Ко всему прочему М.М. Херасков был видным деятелем масонского движения и фактически одним из основоположников его в России. Таким образом, двухэтажный каменный дом на Тверской возведенный А.М. Херасковым, становится местом встреч московских масонов, а размещенные на его фасаде лепные украшения некоторые исследователи считают символами сообщества «вольных каменщиков».

Масонский символ «триединства»
Масонский символ «триединства»
«Лев в молчании» еще один распространенный знак масонов
«Лев в молчании» еще один распространенный знак масонов

После смерти А.М. Хераскова, дом перешёл в собственность семьи Мятлевых у которых его в свою очередь выкупил граф Лев Кириллович Разумовский, сын последнего гетмана Запорожской сечи, племянник Алексея Разумовского многолетнего фаворита и фактического мужа Императрицы Елизаветы Петровны.

Разумовский Лев Кириллович (1757 -1818)

-5

Лев Кириллович был храбрым воином, прошедшим путь от гвардейского офицера до генерал-майора отнюдь не в штабах, а на полях сражений. Он воевал против турок под командованием Александра Васильевича Суворова и не раз отличился в сражениях при Исакче, штурмовал Измаил и Бендеры, внес весомый вклад в победу при Мачине. За свои подвиги был награжден несколькими орденами.

При императоре Павле I оставил военную службу и перебрался в Москву где у него было доставшееся в наследство от отца родовое поместье Петровско-Разумовское. Знакомое название, не правда ли?

Бывшая усадьба Петровско - Разумовское, ныне Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева
Бывшая усадьба Петровско - Разумовское, ныне Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева

В Москве отставной генерал, кстати сказать, в свои сорок с небольшим лет остававшийся холостяком, познакомился на одном из балов с княгиней Марией Григорьевной Голицыной

-7

Про неё говорили, что она столь же красива, сколь несчастлива в браке. Князь А.Н. Голицын не жалел денег на её платья и вывозил на все балы, хвастаясь молодой женой как красивой вещью. Но семейная жизнь для юной женщины была совершенно невыносима. Дамы в высшем свете судачили о том, что пожилой князь постоянно избивает супругу и допускает в отношении её вещи совершенно мерзкие.

Дальше все было как в романе. Князь Разумовский хотел вызвать мужа – деспота на дуэль, но судьба распорядилась иначе.
На одном из светских мероприятий соперники сошлись за карточным столом. Говорят ни до, ни после в Москве не было такой игры. Выигрывая вновь и вновь, граф Л. К. Разумовский к утру практически разорил Голицына. Тот проиграл все свое состояние, и имущество. Когда казалось князю не оставалось ничего кроме ка покончить с собой, Разумовский предложил ему последнюю партию с условием что тот поставит на кон свою юную жену против всего сегодняшнего проигрыша. Разумовский выиграл и … вернул Голицыну все, что тот проиграл кроме жены, которая уехала с ним.
Вскоре Мария Григорьевна и Лев Кириллович обвенчались. Развод, который в те времена был делом чрезвычайно сложным, получить удалось на удивление быстро, поскольку церковь посчитала недопустимым такое поругание священных уз брака со стороны мужа и без колебаний дала согласие на расторжение брака с А. Н. Голицыным.

Однако возникла другая проблема. Супруги оказались изгоями в высшем свете, как Москвы, так и Петербурга. Положение спас император Александр I. Не будучи допущенными на великосветские рауты, Разумовские посещали только маленькие семейные праздники с танцами. На один из таких праздников в доме Кочубеев неожиданно прибыл государь и, демонстративно пройдя через весь зал, пригласил Марию Григорьевну на танец. И поскольку сам император признал графиню Разумовскую достойной своего общества, у его подданных никакого другого выбора не оставалось, кроме как последовать высочайшему примеру и отныне принимать её как равную.
После этого жизнь в доме на Тверской, забила ключом.

Во время войны 1812 года супруги Разумовские покинули Москву и уехали в Тамбов. Вернувшись после освобождения столицы они застали свой дом в плачевном состоянии.
«Культурные» французы устроили в особняке казарму, совместив её с конюшней и так сказать для полного счастья со скотобойней.

К 1817 году стараниями славного архитектора Менеласа, дворец приобрел вид, сохранившийся до сегодняшних дней. Главное здание, соединившись с флигелями, полукругом замкнуло парадный двор, отгороженный по линии улицы узорной решеткой.
Казалось бы все прекрасно, жизнь продолжается, но уже через год после того, как в возрожденном дворце отпраздновали 60-тилетие хозяина, Лев Кириллович Разумовский отправился в мир иной. Был похоронен на кладбище Донского монастыря.
Его супруга Мария Григорьевна пережила мужа на 47 лет и скончалась 9 августа 1865 года, в возрасте 93 лет. Была похоронена рядом с Львом Кирилловичем. К сожалению, ныне могила утрачена. Известно, что она находилась рядом с Большим собором монастыря

-8

Английский клуб

Начиная с 1831 года дворец Разумовских на Тверской, сдавался в аренду под Английский клуб.

Сам по себе первый в России джентльменский клуб, центр дворянской общественной и политической жизни возник еще в XVIII веке, сначала в Санкт Петербурге, а затем в Москве.
Славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.

С 1802 по 1812 год клуб арендовал дворец князей Гагариных у Петровских ворот. Стендаль утверждал, что «В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться». Именно здесь был дан торжественный обед в честь полководца князя Петра Багратиона, описанный Львом Толстым в романе «Война и мир».
Во время Отечественной войны 1812 года московский Английский клуб вновь был закрыт, особняк Гагариных пострадал от пожара 1812 года. После того, как клуб в 1813 году возобновил свою деятельность, он несколько раз менял адреса, арендуя дом И. Бенкендорфа на Страстном бульваре, дом на Большой Никитской, дом Николая Муравьёва на Большой Дмитровке, пока не обосновался в доме на Тверской, о котором мы собственно и ведем речь. В конце XIX века особняк выкупили у наследников Разумовских и он стал собственностью клуба.

-9

За сто пятьдесят лет членами клуба были известнейшие исторические личности.
Полководцы: Багратион, Ермолов, Воронцов, Денис Давыдов, Скобелев.
Писатели: Пушкин, Гоголь, Баратынский, Чаадаев, Карамзин, Жуковский, Крылов, Л. Н. Толстой.
Архитекторы Бове, Шехтель, Жолтовский. Предприниматели Мамонтов, Рябушинский, Морозовы, Третьяковы.

Согласитесь, что ни имя то история, а ведь в действительности, о всех этих людях можно говорить до бесконечности.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, большая часть помещений клуба была передана под госпиталь, оборудованный на средства членов клуба.
После Октябрьской революции 1917 года клуб был закрыт, а в его здании разместилась московская милиция. 12 ноября 1922 года в здании открылась выставка «Красная Москва», что положило начало Музею Революции.

Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим в следующий раз.

-10

Уважаемые читатели и подписчики. Если публикация показалась Вам интересной, еще больше фото внутренних интерьеров бывшего Английского клуба можно посмотреть перейдя по ссылке. А пока всего вам доброго и до скорой встречи