Найти тему

Нам удалось подняться на колокольню, ударить в Благовест и увидеть масонский артефакт – это результат неожиданной встречи

Как обычно пишут в очерках и рассказах, солнце клонилось к закату, вокруг расстилалась бесконечное русское раздолье.

И среди этого летнего августовского спокойствия – мы, неспешно едем на машине домой после нашего очередного маленького путешествия по юго-востоку Московской области. Движение на трассе не слишком оживлённое, за бортом – теплый летний денек, мы обсуждаем увиденное за день, предвкушая, что через час уже будем дома.

Но вдруг внезапно из-за поворота нам навстречу «выплыла» она - на высоком, крутом склоне стояла полуразрушенная церковь с высокой колокольней. Церковь Троицы Живоначальной - подсказал навигатор.

Вход на территорию храма и вид на колокольню церкви Троицы Живоначальной. Авторское фото
Вход на территорию храма и вид на колокольню церкви Троицы Живоначальной. Авторское фото

Они очень гармоничны в задуманном зодчим архитектурном ансамбле, но в тоже время очень разные. Отличается и сам стиль, и состояние строений. Церкви уже коснулась рука реставратора, а колокольня нетронута и поросла травой до самой макушки.

Башня церковной ограды. Авторское фото
Башня церковной ограды. Авторское фото

Очень хотелось домой, но проехать мимо мы не смогли. Вернее, не смогла супруга, которая настояла на необходимости сходить на разведку – исследовать и запечатлеть этот необычный храм. На тот момент мы еще не могли предположить, какие открытия нам сулит эта спонтанная остановка.

Церковь Троицы Живоначальной. Авторское фото
Церковь Троицы Живоначальной. Авторское фото

Припарковавшись у церковной ограды, бросив машину в траве, которая наполовину скрыла её корпус, а местами и нам до шеи доставала, мы пошли любоваться нашей неожиданной «находкой». Обошли саму церковь, рассматривали колокольню, удивились разрушенным башням церковной ограды, вволю пофотографировали и уже собрались идти назад к машине…

Мы не заметили откуда он пришёл, он словно возник рядом – мужчина лет пятидесяти, тронутые сединой длинные волосы собраны в пучок, руки по самые плечи покрыты тату. Пожелав нам доброго дня, мужчина поинтересовался, в первый ли раз мы в этом месте? Услышав утвердительный ответ, представился: «Сан Саныч» и добавил, что он звонарь храма. Пока мы осознавали происходящее, Сан Саныч предложил открыть храм и показать нам его изнутри, рассказать его историю. Разве мы могли упустить такой шанс?

Наш "экскурсовод" Сан Саныч, как он сам представился. Авторское фото
Наш "экскурсовод" Сан Саныч, как он сам представился. Авторское фото

Открыв Храм, он очень живо и интересно начал свой рассказ. Несмотря на то, что перед нами был не профессиональный экскурсовод, его искрение эмоции и любовь к этому храму затмевали все огрехи его повествования.

Купол храма, нуждающийся в реставрации. Кое-где сохранились фрески. Авторское фото
Купол храма, нуждающийся в реставрации. Кое-где сохранились фрески. Авторское фото
Вид на центральную часть храма из галереи-перехода на колокольню. Авторское фото
Вид на центральную часть храма из галереи-перехода на колокольню. Авторское фото
Центральная часть храма с едва сохранившимися фресками на стенах. Авторское фото
Центральная часть храма с едва сохранившимися фресками на стенах. Авторское фото
Справка: Кирпичная с белокаменными порталами Троицкая церковь с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца построена в вотчине князей Лобановых-Ростовских не позднее 1578 г. В середине XVIII в. перестроен верх храма на средства князя С.Ф. Волконского, в 1767 г. возведена многоярусная белокаменная колокольня. В 1843 г. территория вокруг храма обнесена оградой с кирпичными башнями и Святыми воротами

Сан Саныч поведал не только историю церкви, но рассказал и о процессе восстановления храма - что денег очень много надо - оценили реставрационные работы в 50 миллионов рублей, а деньги собирают всем миром; показал какой церковь была, когда настоятель принял храм. Рассказал, какие службы здесь проходят, какие люди в храм ходят. Но вот удивительный рассказ нашего провожатого подошел к концу. Мы хотели уже поблагодарить и распрощаться, но наш визави вдруг…предложил нам подняться на колокольню.

Колокольня церкви Троицы Живоначальной. Авторское фото
Колокольня церкви Троицы Живоначальной. Авторское фото

Честно говоря, ранее нам не представлялась такая возможность, для нас это был новый и очень захватывающий опыт. Ведь нам выпал шанс подняться на самый верх четырёхъярусной колокольни, взирающей на округу еще с XVIII века. А вы бы отказались?

Эти ступени ведут на самый верх колокольни. Авторское фото
Эти ступени ведут на самый верх колокольни. Авторское фото

Поднимаемся ярус за ярусом... На втором колокольня соединена переходом с церковью. На третий и четвертый ярус ведут уже деревянные лестницы, не очень удобные, но вполне надёжные, с перилами и ограждением.

Вид, открывающийся с колокольни. Авторское фото
Вид, открывающийся с колокольни. Авторское фото

Наконец, мы наверху. Ух, как захватывает дух! Перед глазами вся округа – внизу, в долине, протекает речка с удивительным названием Благуша. Поворачиваемся к храму – взгляд оказывается на уровне креста на маковке церкви. Как же высоко мы забрались! Ветер гуляет в арках последнего яруса колокольни, трогает за плечи, путается в волосах – ластится, как котенок, соскучившийся по игре. Как же хорошо и как-то…благостно что ли…

Вид на маковку и крест церкви, открывающийся с колокольни. Авторское фото
Вид на маковку и крест церкви, открывающийся с колокольни. Авторское фото
Вид, открывающийся с колокольни. Авторское фото
Вид, открывающийся с колокольни. Авторское фото

А рассказ Сан Саныча все не смолкает, льётся лиричной песней: о храме, службах, доме, жене и друзьях. И весь он наполнен такой любовью и силой, что невольно попадаешь под обаяние этого простого, любящего Бога, жизнь и храм человека.

- А хотите ударить в Благовест? – вдруг оборвав свой рассказ, спрашивает Сан Саныч.

- А разве так можно? – опешили мы.

- Батюшка благословил – можно, но только один раз! – разрешает Сан Саныч.

Колокола храма. Вид, открывающийся с колокольни. Авторское фото
Колокола храма. Вид, открывающийся с колокольни. Авторское фото

Слышали ли вы когда-то колокольный звон? Наверняка, да. Как он льётся и разносится по округе – до слез и утешения и даже какого-то опустошения в душе. Конечно, один удар в главный колокол – это еще не звон, но впечатлений не меньше, когда ты сам ударяешь, а потом, прислонившись лбом к гудящему колоколу, «слушаешь» его густую вибрацию. Когда «твой» звон летит над окрестностями, как вестник чего-то светлого и хорошего.

«Отзвонившись», мы начинаем неспешный и аккуратный спуск вниз, а Сан Саныч продолжает удивлять нас рассказами об истории этих мест и людях, живших здесь и возводивших приделы храма и церковь.

Александр и Сан Саныч на колокольне. Авторское фото
Александр и Сан Саныч на колокольне. Авторское фото

Одним из основных меценатов храма был Петр Матвеевич Азанчевский. Его имение как раз примыкает к территории храма.

Азанчевский был не только приятелем Пушкина и служил вместе с ним в Министерстве иностранных дел, но и выступал «поручителем за невесту» поэта Наталью Гончарову. Но намного интересней другой факт: Азанчевский был масон, и несмотря на то, что построил придел в этом храме, он рядом обустроил погребение своей матери Татьяна Афанасьевны Азанчевской, где на могильной плите вместо православного креста изобразил знак масонов – глаз в пирамиде.

И Сан Саныч, рассказывая об этом, ведёт нас в церковный подпол – смотреть на «масонский артефакт».

Открыв скрипучие металлические двери, он пригласил нас последовать за ним. Мы шли по совершенно разрушенным ступеням, боясь оступиться на зыбкой почве. Спустившись в подвал, удивились сухому воздуху и отсутствию сырости на стенах. Свет в помещение проникал через несколько зарешеченных окон наполовину ушедших в землю.

Подвал храма. Авторское фото
Подвал храма. Авторское фото

А прислонённой к одной из стен и стояла та самая плита с масонским знаком. Впечатление сильное, но фотоаппарат в руке не дрогнул.

Надгробная плита с могилы Татьяны Азанчевской с изображением масонских символов. Авторское фото
Надгробная плита с могилы Татьяны Азанчевской с изображением масонских символов. Авторское фото
Надгробная плита с могилы Татьяны Азанчевской с изображением масонских символов. Авторское фото
Надгробная плита с могилы Татьяны Азанчевской с изображением масонских символов. Авторское фото

На этом удивительная неожиданная экскурсия закончилась, и мы вышли на улицу. Пока стояли и, щурясь от яркого солнца, привыкали к солнечному свету, обратили внимание на стены церкви, в которые вделаны каменные плиты с указанием постройки и приделов храма и колокольни.

Долго прощались, поговорив об исторических событиях и о делах наших дней, получили приглашение приезжать ещё и непременно заглядывать к Сан Санычу в гости (его дом совсем рядом с храмом).

Собираясь утром в поездку, мы даже не ожидали, что соберем к вечеру столько впечатлений, так зарядимся эмоциями и привезём с собой не просто фотографии, а целую историю… И история эта про любовь, ибо без неё всё не имеет смысла, а с ней и вера крепче, и храм восстановить всем миром легче.

Для тех, кто вдохновился нашим путешествием и захочет посетить храм или помочь с его восстановлением, рассказываем, что находится церковь Троицы Живоначальной в селе Троице Лобаново, Ступинский район Московской области.

***

Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте «нравится» и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.

***

О чем мы рассказывали ранее:

Этот московский храм не закрыли даже в суровые советские годы

Древний храм в московской слободе, где раньше жили "бараши"

Старинный храм в центре Москвы, с территории которого открывается красивый вид