Найти тему
Три шага по карте

Ливан: огромный кризис в маленькой стране

Во многих странах людям живётся трудно. Но иногда бывают периоды, когда наступает острый кризис, и не знаешь, как приспособиться и куда уже деваться.

Примерно сейчас так в ближневосточном Ливане. Конечно, в этой стране «широкие народные массы» и так жили не особенно припеваючи. Но примерно с осени 2019 года (тогда ещё не было известно про «всемирный грипп») стало весьма кризисно, поскольку резко упали экономические показатели страны – стала обесцениваться местная валюта, выросли цены, увеличилась безработица.

Потом ещё и вирус добавил кучу проблем. А год назад, в начале августа 2020-го, в порту Бейрута взорвались запасы аммиачной селитры. Взрыв был страшным – экономический ущерб превысил 15 миллиардов «зелёных», а жилья лишились тогда более 300 тысяч жителей столицы. Ушло тогда в отставку и правительство – правда, из-за проволочек в разных ветвях ливанской власти те же самые министры до сих пор исполняют те же обязанности.

Порт Бейрута на следующий день после взрыва в августе 2020 года (сайт: commons.wikimedia.org, автор: Freimut Bahlo, лицензия: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en, без изменений)
Порт Бейрута на следующий день после взрыва в августе 2020 года (сайт: commons.wikimedia.org, автор: Freimut Bahlo, лицензия: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/deed.en, без изменений)

Теперь же ко всем этим проблемам добавился дефицит бензина и, разумеется, подорожание топлива. Его нет по старым ценам (а раньше государство субсидировало его поставки), нет и по новым – продавцы либо ждут подорожания, либо контрабандой сплавляют бензин в соседнюю Сирию, где топливо дороже.

На заправках теперь дикие очереди и множество конфликтов. Доходит до стрельбы и ножевых ранений. Вмешивается и армия – общественный порядок она пока поддержать ещё способна. Но вот обеспечить страну топливом - уже нет.

Бензин и солярка в Ливане массово используются не только для автотранспорта, но и для генерации электроэнергии. Мощностей государственных производителей не хватает, чтобы дать энергию всем, поэтому ежедневно происходит отключения, и потребители переходят на резервные источники, принадлежащие либо частным производителям, либо на собственные генераторы. А если нечем генераторы заправлять, то и будешь сидеть в темноте.

Один из кварталов Бейрута. Как и во многих азиатских странах, множество хаотично выглядящих кабельных соединений
Один из кварталов Бейрута. Как и во многих азиатских странах, множество хаотично выглядящих кабельных соединений

Если же правительство отменит субсидии на топливо, цены пойдут (может быть, и взлетят) вверх. Подорожает всё, а более половины населения страны и так едва сводит концы с концами. А твёрдой валюты в стране всё меньше, поэтому дела, нужно сказать, плохи.

Армия пытается конфисковывать топливо, на что некоторые владельцы запасов просто взрывают резервуары. Это уже стало массовым явлением.

В общем, всё плохо, а правительство в Ливане то ли есть, то ли нет. Чтобы сформировать новое, придётся сделать это в соответствии с конституцией и традициями. А формируются органы власти здесь по религиозным квотам, чтобы ни одна конфессия не была ущемлена в правах.

Беда и в том, что высчитанные когда-то пропорции уже не совсем отражают реальность. Если полвека назад христиан и мусульман было примерно поровну (и в руках христиан, живших в основном в больших городах, были ресурсы и ключевые посты), то сейчас мусульман уже более 60% населения. И живут они уже не только в горных провинциях, но и в столице. Обладают полномочиями, финансами и влиянием.

Идиллическая картинка - город Башарри на севере Ливана. Когда-то католическая церковь обладала в стране огромным влиянием
Идиллическая картинка - город Башарри на севере Ливана. Когда-то католическая церковь обладала в стране огромным влиянием

При этом количество населения в последние десятилетия только растёт – если только в середине 60-х годов ливанцев стало больше 2 миллионов, то сейчас уже – более 7 миллионов. В их числе и множество беженцев из соседней Сирии, уже десятилетие охваченной гражданской войной.

В общем, экономика Ливана уже не выдерживает. Уже пошла миграция наиболее активного населения из страны.

А когда-то – в 50-60-е годы прошлого столетия – Ливан многие называли «ближневосточной Швейцарией». Здесь были развиты иностранный туризм, банковское дело, страховой бизнес, торговля. До середины 70-х сохранялся кое-как межрелигиозный и межнациональный мир, но затем началась гражданская война. И теперь управляют страной не только президент и правительство, но и мусульманские военизированные группировки (за что западные страны любят накладывать самые разнообразные санкции на Ливан).

Жизнь в стране и до кризиса последних лет была не самой дешёвой, но теперь, с постоянной девальвацией местной валюты, здесь всё больше долларов в обороте, а стоимость товаров и услуг растёт.

Помните, к примеру, наш август 1998 года? Вот здесь такое же сейчас.

На стенах зданий в Бейруте до сих пор наличествует множество оставшихся от прошлых военных конфликтов отметок
На стенах зданий в Бейруте до сих пор наличествует множество оставшихся от прошлых военных конфликтов отметок

Так что когда и чем это кончится для Ливана и ливанцев, пока не совсем ясно. Видимо, минимум без серьёзных потрясений не обойдётся. Кто-то на этом увеличит свои доходы, но большинство потеряет. Как обычно.

А те «золотые 60-е» уже здесь вряд ли возможны. Условия давно не те, да и восстанавливать их уже некому. Прошли хорошие для того времена.

P.S. Про современные мировые реалии:

- как на юге США можно жить почти без электроэнергии зимой и летом

- как живут в Гаити, стране полного упадка

- как в столице Узбекистана пережить жару

Читатели всех стран, ставьте лайки 👍 и делитесь с друзьями!!! 👨‍👩‍

Активнее подписывайтесь!!!

Это поможет мне развивать канал, а вам – быть осведомлённее :-)