Какие корабли самые секси на нашем гражданском флоте? Суда на подводных крыльях!
Появившись в пятидесятые, они сменили на этом пьедестале последние остававшиеся парусники - ещё те, настоящие, а не учебные новостройки вроде “Мира” и “Херсонеса”.
Первой, в 1957 году, была “Ракета”, стильная и хищная штучка. Всего через пару лет на воду спустили футуристичный “Метеор”, в два раза вместительнее и в десять раз красивее!
Дальше обычно пишут что-то в духе “вскоре Ракеты и Метеоры стали привычной частью пейзажа по всем рекам страны”. А вот ничего подобного! Да, согласно реестрам RS, Ракет построили 401, Метеоров - чуть больше, но привычными за следующие полвека они так и не стали.
В тех местах, куда люди ходили на Ракетах и Метеорах, они были хоть и повторяющимся, но всё же чудом. Как космические ракеты над степями Казахстана. Потому что жизнь там шла, за исключением нескольких инструментов механизации, тем же чередом, что и столетия ранее.
И сойдя на берег с космического Метеора с салоном в стиле Ту-154, человек вскоре на собственном огороде брался за мотыгу и лопату, за косу и грабли. А вечером шёл доить коров и сыпать пшено курам.
И типичный пункт назначения Метеора выглядел скорее как-то так: покосившаяся деревянная церквуха да полулицы избушек на холме.
Удивительнее всего то, что Метеоры смотрятся современно даже сейчас, через шестьдесят лет после создания, в каменных джунглях мегаполисов китайских и вьетнамских мегаполисов, на фоне Лахта-центра в Санкт-Петербурге и Москва-сити в столице… а, нет, по иронии, в Москве судов на подводных крыльях давно уже нет никаких.
Честно говоря, большинство СПК не пережило и 90-е. А те, что пережили, были близки к порезке. Деньги пропали и у пассажиров, и у перевозчиков. Дизельное топливо подорожало, а на Метеорах стояли самые настоящие авиационные двигатели - и жрали топливо как самолёт с совсем не самолётными скоростями.
В стране осталось всего несколько экономически рентабельных маршрутов и ещё с десяток дотируемых. И их число сокращалось каждый год. Для счёта Ракет хватало уже одной руки, и две последние “долгоиграющие” Ракеты остались только в Якутии, где их нечем было заменить. Метеоры ушли с Енисея, с Дона, с Днепра. На Волге остался один дотируемый рейс из Ярославля и два из Казани.
И, признаться, ещё несколько лет назад казалось, что век СПК закончен. Что ещё совсем чуть-чуть - и уйдут прекрасные крылатые творения со всех оставшихся рек. Может быть, в Петербурге на рейсе до Петергофа задержится парочка штук, благодаря канибализации списанных - и всё.
Но!
Невероятно приятным шоком стала новость, что ЦКБ Алексеева удалось получить финансирование - и запустить в производство сразу три серии (!) новых судов на подводных крыльях! Малое - Валдай-45Р, преемник Ракеты, точнее, Полесья.
И вторая серия - новая Комета-120Р, а вскоре - и новый Метеор-120Р!
И, ребята, скажу я вам, это бомба! Это настоящая техническая эротика!
Старая Комета, ещё советская, была дальнейшей модернизацией Метеора. Но если Метеор работал на реках, то Комета создавалась для моря.
Новая Комета-120Р уже третий год возит пассажиров из Севастополя на Чёрном море. Covid-2019 на время затормозил выпуск новых Комет, но уже в 2021 году пошли новые рейсы, включая самый длинный - Сочи-Новороссийск!
Речной Метеор-120Р, на этот раз, вышел чуть позже Кометы, и буквально в эти дни первый теплоход держит курс на свой новый дом - в Ханты-Мансийск.
После исходного Метеора казалось, что более красивое, стремительное и сексуальное судно создать невозможно, но ребята не подкачали! Сначала новая Комета-120Р установила новую планку, а вскоре и Метеор-120Р её легко обновил!
Впрочем, хватит разглагольствований! В эти выходные в Нижнем Новгороде, на родине этих красавцев, прошёл настоящий парад СПК!
Дальше фотографии этих красавцев снаружи и внутри. И бонусом - видео каталок!
Вот и всё, спасибо за просмотр! Встретимся на рейсах новых Валдаев и Метеоров!