Сегодняшняя история произошла с шахтёром – мой отец работал вместе с ним в одной бригаде. Но собственно сама история будет совсем не шахтёрская.
Во времена СССР пошёл шахтёр летом в отпуск и решил побаловать себя отдыхом на побережье Чёрного моря. Приехал на юг страны «дикарём», снял койко-место в частном секторе рядом с морем. Красота! И как-то с первого дня повелось, что на завтрак, обед и ужин трапезничал шахтёр в одной и той же небольшой закусочной под открытым небом. Заведовал ею пожилой грузин; он же в одном лице ещё повар и официант. Шашлык, хачапури, чахохбили, сациви... И обязательно – превосходное домашнее вино! Позавтракал – и на море, на обед опять к грузину и снова под шум волн на песочке нежится, после ужина возвращается на ночлег. А назавтра всё повторяется по вчерашнему сценарию: после завтрака – на море, после обеда – на море, после ужина – айда баиньки.
Искать другие точки общепита у шахтёра намерения не было, грузин готовил очень вкусно, всякий раз предлагая различные блюда национальной кухни. И брал не дорого. А зачем ломить цену втридорога? Так у него есть постоянный клиент.
А каким вином грузин угощал шахтёра! Такого изумительного напитка в винно-водочных магазинах ни за какие деньги не купишь. На радость грузину шахтёр всякий раз восхищался тончайшим вкусом и насыщенным ароматом вина.
Время отпуска на берегу Чёрного моря пролетело незаметно, пора возвращаться домой в Сибирь. Приходит в закусочную подкрепиться, садится за столик и говорит грузину:
– Всё. Последний раз у тебя ем. Сегодня уезжаю домой.
Грузин грустно покачал головой, поставил на стол кушанье, принёс вино. Шахтёр плотно подкрепился перед дальней дорогой, напоследок испил чудесного вина и как всегда достаёт из бумажника купюру за вкусный и сытный стол, протягивает грузину. К немалому удивлению шахтёра грузин не взял деньги. Спросил шахтёра:
– Ты каждый день ко мне приходил утром, днём и вечером. Кушал, вино пил. Понравилось?
Шахтёр поднял вверх большой палец:
– Было вкусно, никогда такого сочного шашлыка не ел. А вино – просто волшебное!
Грузин улыбнулся:
– Еда и вино сегодня – тебе подарок от меня. В добрый путь тебе.
Шахтёр повертел в руках купюру. Убирать её обратно в бумажник не входило в планы шахтёра, он спросил у грузина:
– Есть фотографии со Сталиным? Я куплю. На лобовое стекло машины приклею. У нас в Кузбассе многие со Сталиным ездят.
Грузин обрадовался:
– Портрет Сталина?! Зачем «куплю»? Я тебе даром дам.
Грузин убежал к себе в подсобке, вернулся с фотографией Сталина и протянул шахтёру. Шахтёр повертел фотку в одной руке и неприкаянную купюру в другой:
– А ещё есть? Штук десять. За деньги.
Грузин удивился:
– Куда тебе десять штук? У тебя десять машин?
Шахтёр поясняет:
– Да нет, машина у меня одна. Товарищам на шахте дам.
Грузин указал шахтёру на стул:
– Сядь, подожди. Вина выпей. Сейчас принесу.
И убежал. Минут через 15-20 вернулся и положил на стол перед шахтёром пачку фотографий с портретом И. В. Сталина. Промолвил:
– Сто штук. Забирай. Шахта большая, вас там много работает, раздай товарищам. Угости друзей грузинским вином, – и поставил на стол пузатую бутыль в плетёной корзине. – Денег не надо. Это подарок!
По возвращении в Кузбасс шахтёр собрал ребят из бригады у себя дома, поделился впечатлениями о Чёрном море и рассказал о добродушном грузине, у которого ел на протяжении всего отпуска. Раздал фотографии с изображением Иосифа Виссарионовича, налил вина. Как потом вспоминал отец, впервые в жизни пил вино, которое пьёшь не для того, чтобы напиться, а потому что вкусное. Довольно непривычное чувство, когда привык пить «сорокоградусную», а тут лёгкое вино и с удовольствием каждым глоточком смакуешь.
Спустя многие годы я сейчас сам делаю вино из урожая со своего сада. В магазинах полки с алкогольной продукцией прохожу мимо. В холодильнике более полугода стоит початая бутылка армянского вина Ijevan Vazashen; сын купил, а выпить некому – после домашнего напитка Иджеван показался вином «скучным».