1 Этот топ мы начнём с автомобиля: ВАЗ-2801 (ВАЗ-2102Э)
Под непривычным кодом ВАЗ-2801 скрывается не вполне обычный, но и не революционный внешне ВАЗ-2102. Да, у него отсутствуют задние боковые двери, а вместо остекления задней полусферы салона — стенка, но в целом — вполне узнаваемый облик. Тогда почему же этот проект получил отдельный индекс ВАЗ-2801? Все дело в том, что технически этот автомобиль серьезно отличался от серийной «двушки». У машины отсутствовала коробка передач, сцепление, топливный бак и… двигатель внутреннего сгорания. Это был электромобиль, но уже второй генерации.
Вазовский электрокар на базе «двушки» внешне отличался отсутствием задних боковых стекол и несколькими сервисными люками
Первая же опытная партия вазовских электрокаров была готова уже в конце 70-х. Подтверждает этот факт репортаж советского телевидения, в котором сообщалось, что эти электромобили будут использоваться на Олимпиаде 1980 года. Отмечалось, что емкости батареи хватит на 85 км при скорости около 60 км/ч. Под капотом прототипа скрывался электромотор мощностью 12 кВт (16 л.с.). Над проектом работали не только инженеры ВАЗа, но и ученые специалисты некоего объединения «Источник».
Почему проект сегодня не помнят? Все дело в том, что опыт эксплуатации откровенно и без прикрас указал на слабые стороны — даже не вазовского продукта, а электромобилей в целом. Малый запас хода, отсутствие специализированных зарядных станций (с удлинителем не набегаешься, от обычной сети будешь заряжаться вечность), большой вес батарей, проблемы с их утилизацией, но главное — высокая стоимость электрооборудования, а следовательно, и всего проекта. Все эти факторы в совокупности поставили крест на идее.
2 ВАЗ-2106 «Турист»
Легковой пикап с интегрированной в кузов палаткой — это не пустая фантазия, а реальная экспериментальная разработка вазовских инженеров, пусть и лишенная серийных перспектив. Ну как в советское время, в эпоху тотального дефицита могли утвердить столь нишевый двухместный автомобиль?
ВАЗ-2106 «Турист» — прототип, воплощенный в металле случайно
Вообще удивительно, как ВАЗ-2106 «Турист» смог воплотиться в металле. Тем не менее облик пикапа вышел весьма симпатичным. Эгоистичности прототипу добавлял модный и редкий в то время цвет «серебристый металлик». Своеобразно выглядит абсолютно серийное заднее стекло — для изготовления машины приходилось использовать уже имеющиеся ресурсы.
Сущность «Туриста» могла раскрыться только на ровных шоссе и желательно в теплом климате. Ездить на этой машине предпочтительно было в сторону Краснодарского края и Черного моря: во-первых, привод на заднюю ось, во-вторых, палатка явно не согрела бы где-нибудь в Сибири.
Впрочем, говорят, что у команды разработчиков были планы внедрить в эгоистическую «шестерку» систему полного привода с подключаемым передним мостом и блокировкой дифференциалов, чтобы расширить туристическое предназначение проекта. Однако пробный единственный экземпляр не успели даже оснастить палаткой. Дирекция завода полностью отвергла модель, что было совсем не удивительно для СССР. После закрытия направления «Туриста» перекроили в обычный пикап, сделав его одной из «техничек».
3 ВАЗ-2110 «Премьер» и LADA Consul (ВАЗ-21109)
Откровенно странная версия ВАЗ-2110 «Премьер» — известный в России седан десятого семейства с... удлиненной колесной базой. Модель, незаурядная не столько по исполнению, сколько по идеологии. Своего рода седан для бедного заднего пассажира и, видимо, еще более бедного водителя. Чисто теоретически, да и то с натяжкой, целевой аудиторией машины могли стать таксисты или люди с очень высоким ростом. Иначе объяснить существование «премьерной» модели затруднительно.
Лонг-версия седана гольф-класса — это что-то необычное не только для российского, но и мирового автопрома. Если такие машины где-то и востребованы, то только в Китае
Но оказалось, что «Премьер» — всего лишь разминка. В 1997 году вазовцы представили растянутую версию все той же «десятки» — Лада-«Консул» (ВАЗ-21109) — чей кузов удлинили аж на 700 миллиметров. Вышел очень необычный представительский лимузин с подушками безопасности, ABS, кожаным салоном, климатической установкой, легкосплавными колесными дисками и… двигателем от ВАЗ-2112. Вероятно, троллейбус был чуть быстрее вазовского VIP-шаттла. Несмотря на свою длину, машина могла принять на борт не более четырех человек — двоих спереди, двоих сзади. Остальное пространство в салоне занимали столики, а также встроенный бар, портативный холодильник и видеомагнитофон с небольшим телевизором. Почти как в Maybach.
Все данные взяты с сайта: drom.ru