Всё мы умеем, всё можем! Просто иногда не хотим… Дорогу построить? Да не вопрос, особенно если заставят. Ну вот почему всегда надо заставлять?! Да потому что нет у нас такой исторической привычки: строить дороги.
Поясню. В детстве мы, мальчишки провинциального сибирского городка, любили встречать автопоезда на зимниках. Не знаете, что это? О!
Эту красоту надо видеть, так не объяснишь. Грузовики с товаром идут цепью, с определённой дистанцией, едут прямо по льду реки. Как по шоссе!
Уточняю: для этого работают специальные бригады, которые прокладывают зимник. Это люди героических профессий: лёд коварен, может треснуть в любой момент…
Но проложить трассу по льду в десятки раз практичнее и выгоднее, чем рубить просеку в тайге, корчевать пни, убирать деревянные стволы, вынимать грунт, делать гравийную подушку… Догадываетесь, куда я клоню?
Наши предки не были глупыми и думали точно так же. Зачем строить дорогу, если можно проехать по реке?
Летом – проплыть по ней же. Это же готовая дорога!
Построить лодку или плот намного проще, чем прорубать многокилометровые шурфы в лесу. Наши прадеды селились только на берегах водоёмов, как и их европейские братья по разуму. Вот только в Европе плотность населения всегда была намного выше. Европа маленькая: деревни намного чаще и многолюднее.
Основная масса русского люда жила в небольших деревнях или посёлках (несколько десятков дворов - в лучшем случае). Желающих поехать к соседям не могло быть много. Зачем при таком раскладе дорогу строить? Сел в лодку и греби до нужной пристани. Тем более, для строительства трассы пришлось бы всем селянам бросить свои дела лет на несколько: слишком уж трудоёмки такие работы.
Вот и привыкли россияне по рекам ходить, а не по лесам. Привычка рождается из необходимости. Мы уже выяснили, что дороги древним русичам были не нужны, вот они и не строили их.
В крупных городах была иная картина. Там имелись нужные ресурсы, и людские, и материальные, чтобы построить дорогу. И сама трасса была нужна, поэтому в любой русский город въезжали по дорогам. Но вот на периферии как не строили мостовых, так и не строят.
Российская глубинка теперь стала другой и не прочь бы обзавестись дорогой, но – увы, привычка – вторая натура. Нет привычки, нет натуры в виде дороги.
А нужны ли дороги вообще?
Мысль на первый взгляд глупая, но не спешите крутить пальцем у виска. Логика у такого мнения есть. Пользователь с ником GRIPHONН всерьёз предлагает перестать строить и расширять дороги, поскольку это приводит лишь к увеличению количества авто.
Замкнутый круг: расширили дорогу ⇒ люди поняли, что ездить выгоднее ⇒ число авто увеличилось ⇒ ширины шоссе перестало хватать…
Не строить дороги вообще - неплохая идея! Вот что значит – зов предков…