Найти тему
Петербург и не только

До «Газпром арены». Стадион имени Кирова.

Весной 2017 года окончательно завершилось строительство «Газпром арены» нового стадиона Санкт-Петербурга. С тех пор закончился и чемпионат мира по футболу 2018 года, к которому он и возводился, и евро-2020 прошедшее в 2021 году. Он строился 10 лет, за которые его строители не раз сталкивались с техническими сложностями, что влекло увеличение расходов и необходимость привлечения иностранных специалистов. Его стоимость составила астрономическую сумму 43 миллиарда – по официальным заявлениям.

Но он был не первым на этом месте, в 2006 году здесь был снесён стадион им. Кирова построенный за много десятилетий до этого при более низком технологическом уровне. Как же это могло получиться?..

В 1932 году по поручению Ленсовета под руководством А.С. Никольского был разработан проект «…физкультсектора Центрального парка культуры и отдыха со стадионом на 100000 человек». В 1933 году начались земляные работы. Но только после согласований в Совнаркоме СССР началась интенсификация строительства. По новому варианту вместимость стадиона снизилась до 75000 человек. Работы по стадиону включали в себя первичное благоустройство острова и строительство подъездных путей. Основной элемент стадиона представлял собой земляной вал, в кратере которого располагалось футбольное поле, а на внутренних склонах места для зрителей.

-2

Возводимые в качестве подъездных путей северная и южная дороги, были приподняты над уровневой поверхностью на 3 метра, выполняя так же функцию защиты от наводнений. Дамбу начнут строить только 1979 году. Насыпка вала стадиона производилась таким образом, чтобы «…оставались два разрыва с восточной стороны холма в местах устройства тоннелей, расположенных радиально и ведущих под трибунами от физкультурных павильонов к арене». Песок для строительства, как иногда и в наше время, добывался со дна Финского залива. Планировалось возведение шестидесятиметровой башни, которая должна была совмещать функции водонапорной, для пожарного и поливочного водоснабжения, а также радиоуправления и светоуправления стадиона. Но из-за начавшейся великой отечественной войны, строительство башни не было реализовано.

Места для зрителей конструировались с сиденьями без спинок. Они были выполнены следующим образом: «…на металлические стойки, заделанные в бетонный фундамент откоса, одетый булыжником…» были уложены по две доски, подножные дорожки между рядами мест были уложены асфальтом. Доступ зрителей должен был происходить по 32 лестницам, разделяющим зрительский амфитеатр на отдельные секции заполняемые зрителями сверху вниз. Композиционно, наружный холм стадиона должен был стать частью парка, через который вниз должны были вести эти 32 лестницы.

Кроме бюрократических проволочек строительство стадиона замедлила великая отечественная война, работы были прекращены летом 1941 года и возобновлены лишь в 1945 году. Он был торжественно открыт 30 июля 1950 года. В 1959 за счёт установки дополнительных трибун были проведены два мачта с наибольшим количеством в СССР зрителей, их посетило порядка 110000 человек.

За время своего существования стадион 4 раза подвергался реконструкции. Первый раз в 1970 году: было заменено табло. Вторая реконструкция проводилась перед олимпиадой 1980 года: был укреплён холм-основание стадиона, по углам поля выросли четыре мачты освещения, появилась VIP– ложа, модернизированы табло и комментаторская кабина. Была установлена чаша для олимпийского огня. Следующую реконструкцию провели к играм доброй воли, проходившим в Санкт-Петербурге в 1994 году. Самым заметным её результатом стала замена изначального варианта мест на пластиковые кресла. В результате этого вместимость стадиона снизилась до 68000 человек. Последняя незначительная реконструкция была произведена не задолго до сноса стадиона к трёхсотлетию Санкт-Петербурга в 2003 году.

Сейчас, о прошлом стадионе, напоминает только памятник С.М. Кирову, встречающий идущих болельщиков на «Газпром-арену» по Батарейной дороге.

-3

P.S. В кавычках указаны фрагменты статьи Н. М. Сирвита: «Строительство стадиона им. С.М. Кирова» из журнала «Архитектура Ленинграда» №1 за 1939 год.

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.