Во время Второй мировой среди поляков было много людей, которые помогали спастись евреям от преследования нацистов. "Рамблер" узнал подробнее, как сложилась судьба жены Феликса Дзержинского, которая была еврейкой.
Феликс Дзержинский и Софья Мушкат интересовались идеями социализма. На этой почве в течение десяти лет они оба участвовали в запрещенных политических партиях. Жизнь состояла из участия в стачках, ссылках и побегах.
Софья родилась в обеспеченной еврейской семье. Видимо, кто-то из ее предков был богатым торговцем пряностями. Они познакомились в 1905-м году, но брак заключили только через пять лет. Тогда Феликсу было 33, а Софье 28.
Вскоре у пары родился сын Ян, однако молодую мать направили на вечное поселение в Восточную Сибирь. Ребенка она успела передать матери, чтобы он избежал тяжелой жизни.
Через некоторое время Мушкат тайно уехала за границу и перевезла туда ребенка. В Европе трудилась в различных политических организациях. Муж-революционер лишь пару раз приезжал к ней в гости, однако сын уже не узнавал своего отца.
Софья с ребенком приехала в Москву лишь в 1919-м году. Феликс по-прежнему был занят работой и рано умер. Так как жена не участвовала в политической деятельности так активно, проблем у нее не возникло. После ухода своего мужа Софья Сигизмундовна прожила более сорока лет и занималась агитацией в польском отделе политпропаганды.
Долгие годы Мушкат жила прямо в Кремле, а потом переехала в «Дом на набережной», построенный специально для партийной и творческой элиты. К сожалению, сын тоже рано ушел из жизни и пожилой Софье пришлось воспитывать внука.