В далеком детстве я прочитал в одной книжке о том, что с конвейера Волжского автозавода каждую минуту сходит один новенький автомобиль «Жигули». А так как считать я к тому времени уже умел, моя душа наполнилась восторгом: каждый час – 60 автомобилей, каждый день – 1440 машин, 526 600 «Жигулей» в год! Так скоро и у нас будет своя машина!!!
Это уже повзрослев я понял, что не все так радужно, как представлялось в те замечательные годы. И что из множества легковушек, выпускавшихся автомобильными заводами СССР, только десять моделей смогли перевалить заветную цифру в 1000000 штук. Да и то с небольшой оговоркой…
Чуть-чуть не дотянул до заветной планки с шестью нулями ВАЗ-21099. Забавный седан в виде хетчбэка с багажником тем не менее смог получить свою порцию почитателей. Несмотря на то, что по функционалу он значительно уступал классическим седанам ВАЗ из-за узкой крышки багажника (в него нельзя было погрузить даже телевизор), машину любили за остальные качества, свойственные семейству «Самара».
С 1990 до 2004 год выпущено 953000 таких седанов. Кроме того, с 2001 года ВАЗ-21099 собирали еще на ЛуАЗе и ЗАЗе.
В 1972 году началась сборка автомобилей ВАЗ-2103. Правда, это были не совсем те «трешки», какими мы их помним – нехватка некоторых оригинальных элементов делала эти машины нестандартными. А вот с 1973 года в серию пошла уже окончательная версия данных «Жигулей».
Всего же до снятия с производства в 1984 году собрано 1304899 автомобилей ВАЗ-2103 «Жигули».
Выпуск знаменитого «зубила» ВАЗ-2109 стартовал в 1987 году. Машина стала самой массовой из всех моделей семейства «Самара». Даже когда в серию пошло семейство «Самара 2», «девятка» осталась на конвейере и продолжала параллельно выпускаться до 2004 года.
Всего же в Тольятти собрано более 1,5 млн единиц ВАЗ-2109 «Самара». Но и после завершения выпуска на ВАЗе «девятки» еще некоторое время собирал украинский к тому моменту ЗАЗ.
Если вам немного поднадоела продукция из города Тольятти, то вот вам разнообразие. На седьмом месте по количеству выпущенных машин оказалась ГАЗ-24. Второе поколение «Волг» начали собирать в 1968 году, а с 1970-го выпуск модели стал массовым.
Уже в середине 1971 года было выпущено 50000 «двадцать четверок». Машины работали в самых различных сферах, а обладание ею стало признаком успеха. Владелец «Волги» мог свысока поглядывать на разные там «Жигули», «Москвичи» и уж тем более «Запорожцы».
Однако по факту с 1968 по 1992 год, когда ГАЗ-24 «Волга» покинула конвейер, была собрана всего 1481561 машина.
В 1980 году в производство пошли «Жигули» второго поколения. Первенцем был ВАЗ-2105. В отличие от представителей первого поколения вазовской «классики», «пятерка» так и не стала культовой. Однако своих покупателей она все равно нашла. К моменту завершения производства в 2010 году произведено более 2 млн седанов ВАЗ-2105 «Жигули».
Не поверите, но популярные «Жигули» и «Волгу» смог превзойти «Москич-412». В 1967 году практически одновременно стартовало производство нового «Москвича» сразу на двух заводах: в Москве и в Ижевске. И если в столице модель выпускали только до 1975 года, то ижевские «четыреста двенадцатые», пройдя ряд модернизаций и рестайлинг, прожили на конвейере еще почти четверть века!
Отмечу, что приверженцев «Москвичей» в Советском Союзе было не меньше, чем любителей «Жигулей». Так что 2313487 выпущенных автомобилей «Москвич-412» - заслуженное число.
Достаточно необычно в данной подборке выглядит единственный попавший в топ-10 вездеход - ВАЗ-2121 «Нива». Его производство началось в начале 1976 года с «подарочной» партии в 50 машин, приуроченной XXV съезду КПСС. В серию же «Нива» пошла только в 1977 году.
Тем не менее, комфортный внедорожник настолько полюбился покупателям, что спустя 45 лет модель до сих пор находится в производстве! Несмотря на то, что с 2005 года машина именовалась Lada 4x4, по факту это была все та же старая добрая «Нива».
По приблизительным подсчетам на данный момент собрано более 2,4 млн автомобилей ВАЗ-2121 «Нива».
Длинную жизнь удалось прожить «люксовым» «Жигулям» ВАЗ-2107. Созданная в 1982 году модель считалась достаточно престижной и пользовалась спросом у покупателей. Улучшенные экстерьер и интерьер выгодно отличали «семерку» от аналогичного ВАЗ-2105. Причем настолько, что спрос на более дорогой ВАЗ-2107 значительно превышал интерес к стандартной «пятерке».
В результате с 1982 по 2012 года, когда последняя «семерка» сошла с конвейера завода «ИжАвто», где их выпускали после завершения производства на ВАЗе, общий тираж ВАЗ-2107 «Жигули» превысил 3,1 млн единиц.
А вот первое и второе место самых массовых автомобилей СССР придется разделить. Дело в том, что лидером по количеству выпущенных автомобилей одной модели является ВАЗ-2106.
Производство «шестерки» началось в 1975 году. Модель стала одной из самых престижных «Жигулей» и легко соперничала с «люксовой» «семеркой». Устойчивый спрос позволил удержаться ей на конвейере в Тольятти до 2001 года. За это время там было собрано 4175000 автомобилей.
И я не даром написал «там», потому как с 1998 по 2006 год модель собирали на «РосЛаде» в Сызрани, а с 2001-го - еще и на «Ижмаш-Авто» и «Анто-Рус» в Херсоне. И сколько «шестерок» выпущено еще и там – мне неизвестно.
Примерно в таком же количестве были собраны и еще одни «Жигули».
Первенец Волжского автозавода ВАЗ-2101 «Жигули» был запущен в производство в 1970 году. Постоянно наращивая производство, в Тольятти в 1973 году смогли выпустить 379 007 экземпляров «единички». Всего же с 1970 по 1983 год собрано 2710930 автомобилей.
Вроде как заслуженное «серебро», но… В 1974 году в серию пошла улучшенная «единичка» - ВАЗ-21011, а затем еще и ВАЗ-21013. И так уж получается, что считали их не вместе, а по отдельности. Но если объединить все эти подсчеты, то получится, что семейство разошлось тиражом 4850000 штук.
Пусть каждый сам решит для себя, как именно он будет считать легенду советского автопрома…