Это было несколько рискованно, а вдруг ничего не получится. С другой стороны - это будоражащее чувство, когда за спиной медленно растут крылья.
Дизайнеры из разных городов приехали в мой родной Архангельск, чтобы попробовать создать свой художественный промысел на основе изученного здесь культурного наследия - взгляд со стороны, через призму корней. Недельная трансформация. Я получила шанс стать участником летней школы Арктик Арт Институт, тема которой звучала так - "Редизайн идентичности".
Практическая часть работы базировалась на некогда известных "Беломорских узорах" - предприятии народных художественных промыслов Архангельской области, ведущее свою историю с 1968 года. Новые проекты дизайнеров должны были учитывать технологические особенности производства предприятия: определенные ткани, определенные стежки и базовые схемы для вышивки.
Изучение идентичности сейчас является частью моей работы, поэтому во время экскурсий и лекций, когда другие знакомились с новым для них образами и традициями - вдохновлялись, искали музу для своего проекта. Они способны видеть, я - нет, потому что оно внутри. Тогда я решила найти то - что сможет здесь и сейчас дать мне внезапный мощный инсайт для реализации новой осмысленной вещицы, проекта. Надо сказать, что это весьма увлекательный экспириенс - смотреть на "себя" (культуру твоей земли) глазами "других" - это что-то очень интригующее.
Пару дней мы считывали идеи, зашифрованные в архитектуре, текстиле, повериях, традициях. Это такой персональный мозговой штурм, итогами которого ты должен поделиться и проработать с наставниками: карта смыслов, mood board, тренды... - все это от крутых спикеров при поддержке опытных кураторов.
И вот, собирая пазл, из всех визуально-смысловых слоев, я поняла - что
оказалось для меня самым сильным, самым ярким, просившимся наружу - люлька, накрытая материнским сарафаном (юбкой).
Полотнище, укрывающее малыша от яркого света и сторонних шумов служило ему неким оберегом, ведь от сарафана пахло матерью - она была "рядом". Мне захотелось поместить ощущение этой тихой заботы в сегодняшний оцифрованный мир. Ускоряясь в сторону перспектив - туда, куда "летит" планета - где люди мгновенно становятся взрослыми или отнюдь, даже не пытаясь взрослеть, уже воспитывают своих детей - любой из них по-любому сознательно или бессознательно синхронизирует свои шаги с материнским одобрением. И это неправда, если им не нужно благословение матери - ее доброе слово, ее тихая забота.
Мне кажется, что в целом, это где-то очень рядом с культурой замедления, которая постепенно заходит в нашу жизнь наперекор высокоскоростным прыжкам.
В итоге у меня вырисовался проект "МАМИНА ДУШЕГРЕЯ".
Продумывая дальше его реализацию, я понимала, что очень важно учесть:
1. Вещь должна была сильно напоминать нечто старинное, настоящее из тех времен.
2. Одновременно с пунктом 1, вещь должна легко встраиваться в современную жизнь. Один из важных показателей - легкая комплектация с джинсами (брюки превращаются в шорты:).
2. Минимализм. В северных костюмах никогда не было перегруженности, даже праздничные одежды отличались особой утонченностью. Костюм мог дополняться многочисленными бусами из янтаря и жемчуга, коих можно было наблюдать увесистую обойму. Но при полноценном рассмотрении становилось понятно, что все акценты четко сбалансированы.
3. Оберег. На Севере никогда было крепостного права, народ здесь свободолюбивый по своей сути. Христианство легко уживалось с обычными языческими традициями. Северяне традиционно пекли обрядовое печенье: зимой -Козули, весной - Тетерки. На подолах и на скатертях, да по краям полотенец стелили красную вышивку. Берегиня взмывала руки вверх к Солнцу, прося урожая, а на фартуке у нее были изображены солярные знаки.
На МАМИНОЙ ДУШЕГРЕЕ красной нитью положена аккуратная, почти незаметная красная строчка, закольцованная по подолу. Она бережетот всякого зла. Энергетика доброго материнского благословения слышится вместе с каждым стежком, вышитым на этой старинной душегрее. Одевая этот кафтанчик с джинсами, поверх белоснежной рубашки, ты скорее всего почувствуешь связь времен и доброе слово родителя.
Для большего соответствия концепции подкласс, между прочим, решила сделать красным. Его никто не видит, он греет душу вдвойне.
4. Деталь, которая явно не присутствовала на старинной одежде, но должна появиться, чтобы стать сегодняшней вещью.
Этой деталью стали хлястики, спускающиеся гораздо ниже подола. Хлястики являются естественным продолжением бретелей, напоминают подвязы с северных кокошников, которые завязываются в бант сзади. Хлястики, также как и подол вышиты "маминой строчкой", завязываются в несложный узелок - закольцовываются, а значит тоже формируют некий обережный круг.
Мне понравилась вещь, которая получилась в результате этого эксперимента.
Я верю в то, что если постоянно проводить подобные школы и не оставлять наш наследие под стеклом, оно может помочь восстановить нашу идентичностью здесь и сейчас.
Я не планирую стать дизайнером, но вероятно позволю себе еще раз сотворить что-то подобное.
Навык получен. За уникальный опыт искренне благодарю организаторов летней школы Арктик Артинститут и лично Катерину Шарову, Татьяну Лефман, Светлану Сальникову, Светлану Липкину. Это очень крутой проект! Браво!
Арктик артинститут Сайт - ВКонтакте - Instagram
P.S.: Самый главный вывод для меня - "Не попробуешь, не узнаешь":) и "Это интересно множеству, не единицам".