Рассказ о знаменитых "джазовых братьях" Джонсах - старшем, пианисте Хэнке и младшем, великом барабанщике Элвине продолжу парой-тройкой восторженных абзацев об их среднем брате, трубаче и со-руководителе прекрасного джазового оркестра Тэде Джонсе (Thad Jones). Он того в полной мере заслуживает!
На большую джазовую сцену Джонс-средний попал ещё подростком. 16-летнего трубача пригласил в свой ансамбль самый яркий последователь Чарли Паркера, альт-саксофонист Сонни Ститт!
Позже Тэд поиграл в ансамблях Билли Митчелла, Чарли Мингуса, Пеппера Адамса, Телониуса Монка, Сонни Роллинза...
Послушаем трубу Тэда Джонса, которая звучит на пластинке 1956 года Detroit-New York Junction.
Здесь компанию Тэду составляют выдающиеся джазмены того славного времени - гитарист Кенни Баррелл, пианист Томми Флэнаган... А как мягко и лирично поёт здесь труба Джонса-средненького! Обратите внимание и на звучание контрабаса, на котором смычком играет блестящий, но так рано ушедший Оскар Петтифорд. - Вот это ансамбль!
Параллельно, начиная с 1955-го года, Тэд начал записывать свои «лидерские» пластинки, в том числе и с участием братьев - Хэнка и Элвина, а в конце 1965-го года организовал с барабанщиком Мелом Льюисом известный оркестр, своим сочным звуком и драйвом напоминающий знаменитый оркестр Каунта Бэйси, в котором Джонс-средний играл и солировал с 1954-го по 1963-й гг. И пройти мимо этих записей Тэда Джонса совершенно невозможно! Потратим же — ради собственного удовольствия! — несколько минут своего времени на композицию Count's Place от великолепной «семерки» Бэйси.
С удовольствием порекомендую и версию композиции Wives And Lovers, записанную силами квинтета баритон-саксофониста Пеппера Адамса с участием Тэда...
...Ну и конечно же оркестр Тэда Джонса/Мэла Льюиса! Закроем эту сессию хард-боповым (есть такой джазовый стиль — Л.К.), прямо-таки танцевальным номером Tow Away Zone из альбома Central Park North. — И пусть нам всем станет весело! :)
Кстати, Джонс — не такая уж редкая на американщине фамилия. Что-то типа Иванченко. Хватало Джонсов и на джазовой сцене. И вот однажды, в 1958-м году продюсеру Леонарду Фэзеру пришла в голову идея собрать на одной сцене всех музицирующих Джонсов и записать результат этой встречи однофамильцев. Кроме Хэнка, Тэда и Элвина в той сессии приняли участие Джимм Джонс (фортепиано), Эдди Джонс (контрабас), знаменитейший Джоу Джонс (ударные), Рено Джонс (труба), Куинси Джонс (флюгельгорн)! Для чистоты эксперимента в качестве музыкального материала были взяты композиции Тэда Джонса и Ишама Джонса. В целом же ансамбль получил название The Jones Boys и выпустил пару отличных пластинок. Как видите, «формальный» подход к подбору музыкантов дал совершенно замечательный результат! Послушаем!
Но вернемся к размышлениям профессора Курашова (- См. первую часть повествования о братьях-Джонсах), казалось бы не имеющими ничего общего с нашим сравнительным исследованием и всем тем, что прозвучало здесь ранее:
— Как показало рассмотрение русской волшебной сказки,… Иван — дурак не как все. Он любит размышлять, созерцать мир — он мудрец, непонятный обывателям. Иван-дурак не любит ходить по воду или колоть дрова, но это не выражение русской лености, так как любой народ не любит рутинную работу. Однако в каждом народе есть мудрецы, для которых духовная жизнь важнее физической жизни тела. Иван-дурак поступает не как все: едет не туда, покупает не то, говорит не как принято, — поэтому прорывается через заданный обыденным опытом ход действий. В награду он получает не столько богатство, сколько подтверждение правильности своего подхода к жизни.
Так ведь и наши братья Джонсы, вместе с другими «братьями по джазу», прорывались — и прорвались-таки! — через всевозможные препоны. Тут были и расовые предрассудки, и исчезающе малый уровень образования, и бедность, и война… Ну, а что им еще оставалось? Как они могли пробиться «в люди», получить признание и достаток, если бы не начали играть джаз? Ведь ни карьера адвоката, ни карьера врача чернокожим американцам в то время не «светили». Белые не хотели слышать их слов. Зато с удовольствием слушали музыку «негров», как их тогда называли.
А "джазовые братья" Джонсы, Монтгомери, Эддерли не не захотели останавливаться на музыке для дансингов и притонов. И они пошли «не туда», чтобы говорить «не то». И они открывали новое в технике исполнения, в ансамблевом взаимодействии, в методах звукозаписи. В конце концов нащупали, наиграли и прославили целое музыкальное направление, «музыку двадцатого столетия» — Джаз! Перешагнули с ним океан и покорили чопорную Европу! Правда, там же, в этой самой Европе и осели, когда в 60-х джаз вышел из моды в Штатах. Многие корифеи джаза обрели наконец в Европе семейное счастье. Ведь сказки со счастливым концом часто так и заканчиваются — свадебкой.
Миллионерами братья Джонсы не стали. Ровно по Курашову, получили «не столько богатство, сколько подтверждение правильности своего подхода к жизни». -И тут я их понимаю! Потому что ввиду отсутствия достойной монетизации, довольствуюсь тем же самым —«подтверждением правильности своего подхода к жизни»…
В планах - рассказать еще и о трех весьма заметных братьях-джазменах Монтгомери. — Уэсе, Монке и Бадди. Послушаем в качестве анонса их композицию I Wish I Knew с альбома Уэса Монгомери So Much Guitar! За роялем между прочим солирует все тот же Хэнк Джонс!
О трёх братьях Джонсах рассказывал Лев Комов.
(Попозже, когда вернусь с дачи, добавлю фото альбомов Тэда Джонса из своей домашней коллекции).
Читайте ещё о джазе на канале "5 лучших!":
- Джазовое братство: боп не выдаст, свинг не съест!
- Оскар Питерсон: неподражаемый!
- Прогулка по руинам отечественного музыкального масс-маркета: "Мелодия" на Калининском (Новом Арбате).