Найти тему
Джаз.Ру

Сохраняем историю российского джаза. Уникальные фото из архива Валерия Мысовского

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»


Раз в несколько недель я и наш редакционный ассистент Наталья Кравченко ездим в Ярославль — цифровать уникальные материалы по истории джаза в России, которые находятся в хранилище фондов
АНО «Центр исследования джаза». В этот раз, в августе 2021, мы занимались в основном архивом, который оставил после себя легендарный ленинградский барабанщик Валерий Мысовский (1931-2011), соавтор первой в послевоенную эпоху советской книги о джазе («Джаз», 1960, вместе с Владимиром Фейертагом).

Валерий Мысовский
Валерий Мысовский

Мы успели отсканировать содержимое трёх альбомов с фотографиями. Валерий Семёнович любил старомодные фотоальбомы в ворсистых плюшевых обложках. Мало того, большую часть фотографий он вклеивал в альбомы с помощью архаичного медицинского пластыря. В сочетании с неидеальными условиями в квартире Мысовского, где в последние, печальные годы его жизни несколько раз случались протечки с потолка, на выходе имеем крайне сложный материал: до сих пор слегка влажноватые альбомы с сильным запахом плесени, из которых нужно было извлечь все фотографии и успеть после этого сразу же отсканировать, пока они не изменили цвет (фотоэмульсия при высыхании быстро выцветает) и не скрутились в трубочку. Вот этим, собственно, мы и были заняты.

Один из «плюшевых альбомов» Валерия Мысовского
Один из «плюшевых альбомов» Валерия Мысовского

Трудно объяснить пристрастие Мысовского к допотопным (изготовленным в 1940-50-е годы) плюшевым фотоальбомам. Возможно, в то время просто негде было добыть другие. Но заплесневели они весьма чувствительно.

Каждую фотографию нужно аккуратно отделить от альбома. Маска — не столько требование пандемической эпохи (в Ярославле ограничения по этому пункту не слишком строгие), сколько средство предохранения от спор плесени.
Каждую фотографию нужно аккуратно отделить от альбома. Маска — не столько требование пандемической эпохи (в Ярославле ограничения по этому пункту не слишком строгие), сколько средство предохранения от спор плесени.

Изымаем из альбомов фотографию за фотографией, аккуратно отделяя засохший скотч (тёмные прямоугольники) и/или пластырь (белые полоски), и сканируем...

Сканируем с максимальным разумным разрешением: 1200 dpi...

Сканирование фотографий
Сканирование фотографий

...и пишем текстовые описания. Чем подробнее — имена изображённых на фотографии людей, если они нам известны; точная или предполагаемая дата съёмки; имя фотографа, если указано на обороте или может быть установлено по косвенным признакам; общее описание сюжета кадра — тем проще и нам, и будущим исследователям будет потом работать с цифровыми версиями этих изображений.

Слева от автора — уже отсканированные (и пронумерованные) фотографии, которые нужно максимально подробно описать для инвентаризации. Затем они пакуются в подвесные папки и складируются в плотно закрывающиеся стальные шкафы. Даже если они не переживут долгого хранения, их содержимое уже сохранено для цифровой эпохи.
Слева от автора — уже отсканированные (и пронумерованные) фотографии, которые нужно максимально подробно описать для инвентаризации. Затем они пакуются в подвесные папки и складируются в плотно закрывающиеся стальные шкафы. Даже если они не переживут долгого хранения, их содержимое уже сохранено для цифровой эпохи.

Сканер у нас в Центре исследования джаза не очень крутой, но для этой конкретной цели — сканировать старые отпечатки форматом до 20 Х 30 см — вполне годный. Так сказать, верхняя планка бытовых устройств. Мы подавали этим летом на грант для приобретения профессионального сканера (бюджет порядка 360 000 р.), но заявка не была удовлетворена. Поэтому мы купили за свои деньги то, что было нам доступно.

Мелкие отпечатки можно сканировать по 3-4 за раз, сканер по указанию оператора распознаёт разные кадры и сохраняет их в разные файлы.
Мелкие отпечатки можно сканировать по 3-4 за раз, сканер по указанию оператора распознаёт разные кадры и сохраняет их в разные файлы.

Время от времени к нам заходил понаблюдать за процессом директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов. Он давний энтузиаст сохранения и изучения отечественной джазовой истории, начал собирать при Ярославском городском джазовом центре коллекцию фестивальных афиш и буклетов со всего СССР, записей отечественного джаза и книг по джазовой тематике сразу после создания ЯГДЦ, в 1998 году. Сейчас эта коллекция составляет общедоступную часть фондов созданного при ЯГДЦ исследовательского центра — автономной некоммерческой организации, которую Игорь Вячеславович возглавил в 2018-м. С книгами и пластинками можно ознакомиться в библиотеке Центра — правда, только по предварительной договорённости: просто зайти с улицы и взять с полки книгу не получится. Доступ к остальным материалам будет организован удалённо — в цифровом виде: в бытовом разрешении и скромном размере — для всех желающих через интернет, а в полном размере и профессиональном разрешении — для специалистов через авторизацию на сайте Центра исследования джаза, когда наберётся достаточный массив оцифрованных объектов.

Директор АНО «Центр исследования джаза» Игорь Гаврилов и ассистент редакции «Джаз.Ру» Наталья Кравченко
Директор АНО «Центр исследования джаза» Игорь Гаврилов и ассистент редакции «Джаз.Ру» Наталья Кравченко

А теперь ознакомимся с некоторыми уникальными фотографиями из коллекции Валерия Мысовского.

Фото 1977 года: Валерий Мысовский (справа) и легендарный советский джазовый просветитель Юрий Верменич (1934-2016), глава «ГИД СССР» (Группа изучения джаза в СССР, которая создавала и распространяла по всей стране самиздатовские переводы западной литературы о джазе), на ленинградском «Джазовом пароходе». Наш канал писал о Вермениче в 2018 году.

Юрий Верменич и Валерий Мысовский
Юрий Верменич и Валерий Мысовский

1956 год, Лахта. За барабанами 25-летнй Валерий Мысовский, за фортепиано — его ровесник Владимир Фейертаг. Через четыре года эти молодые люди вдвоём напишут для Государственного музыкального издательства первую в послевоенном СССР книгу о джазе.

Владимир Фейертаг и Валерий Мысовский в самодеятельном джаз-ансамбле, 1956
Владимир Фейертаг и Валерий Мысовский в самодеятельном джаз-ансамбле, 1956

Май 1967, легендарный Международный джаз-фестиваль в Таллине. Валерий Мысовский и московский трубач, флюгельгорнист и композитор Герман Лукьянов (1936-2019). Слева, в очках и тёмном костюме — кларнетист «Ленинградского диксиленда» Лев Усыскин. Видно, что роскошное кожаное пальто Германа сильно впечатляет молодых музыкантов (или джаз-фэнов) справа, но кто они — мы пока не опознали. Может, вы узнаете?

Валерий Мысовский и Герман Лукьянов
Валерий Мысовский и Герман Лукьянов

1963, Ленинград, набережная Невы. Валерий Мысовский, его жена Алла и американский джазовый критик и писатель Леонард Фэзер (Leonard Feather). Он в том году совершил путешествие по СССР и затем сделал на лос-анджелесской джазовой радиостанции цикл передач о советском джазе.

Валерий и Алла Мысовские с Леонардом Фэзером на Дворцовой набережной, 1963
Валерий и Алла Мысовские с Леонардом Фэзером на Дворцовой набережной, 1963

Лето 1962 года, Ленинград. По СССР в это время впервые за 36 лет гастролировал американский джазовый биг-бэнд, во главе которого стоял ветеран свинговой эпохи, кларнетист Бенни Гудман (Benny Goodman).

Бенни Гудман и Валерий Мысовский, 1962
Бенни Гудман и Валерий Мысовский, 1962

На фото Гудман слева, а в центре кадра Валерий Мысовский — между прочим, не только джазовый барабанщик, но и профессиональный переводчик и преподаватель английского языка: именно он переводил Гудману сразу после его прилёта в аэропорт Пулково приветствие ленинградских бэндлидеров Ореста Кандата и Иосифа Вайнштейна.

Валерий Мысовский, Иосиф Вайнштейн, Орест Кандат, Бенни Гудман (1962)
Валерий Мысовский, Иосиф Вайнштейн, Орест Кандат, Бенни Гудман (1962)

Всего за эти несколько дней мы оцифровали 365 фотографий из архива Валерия Мысовского. А впереди ещё оцифровка сотен, если не тысяч кадров из коллекций главы ленинградского джаз-клуба «Квадрат» Натана Лейтеса, московского саксофониста, ныне народного артиста РФ Алексея Козлова, джазового критика и теоретика-джазоведа Леонида Переверзева и других музыкантов, организаторов и энтузиастов отечественного джазового движения. Тем более, что в этих коллекциях не только фото, но и сотни газетных и журнальных вырезок, уникальных документов, переписки музыкантов, архивов фестивалей и джазовых клубов... в общем, вся история российского джаза, которому в 2022 году исполняется 100 лет! Как говорит наш друг и коллега, хранитель джазовых коллекций Библиотеки Конгресса США Ларри Эппелбаум, «если нам повезёт, эта работа никогда не будет завершена».

Пригласительный билет на концерт Джаз-клуба Ленинградского государственного университета им. Жданова, 1962 год
Пригласительный билет на концерт Джаз-клуба Ленинградского государственного университета им. Жданова, 1962 год

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!