Когда мы были детьми, нам часто говорили, что взрослые всегда правы. Надо слушаться взрослых, у них опыт, они больше знают. Они знают точно, как правильно жить. Мы нередко слышали фразы:
- Учитель всегда прав, не спорь.
- Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговоры.
- Что старшие говорят - то и надо делать.
Сейчас дети немного другие, многие из них знают, как не дать себя в обиду; не промолчат на замечания взрослых, понимают свои права. Да и воспитывают их родители как-то по-другому...
Длительное время я была уверена в том, что действительно Взрослые Люди - это образец, некий идеал, к которому надо стремиться. Это те, на кого следует равняться. Люди, которые не делают ошибок. Дети сами часто говорят: "Когда я стану большой, буду очень умным, добрым, честным, справедливым. Буду настоящим человеком".
Так ли верно это утверждение? Разве так идеален мир взрослых людей? И всегда ли взрослый прав?
2 класс. Урок физкультуры. Учительница вышла, оставив ненадолго детей одних. И ребята разбаловались, в том числе и мой сын. Они прыгали на матах, бегали по залу, дергали канат, кричали и бесились. Вернувшись, учительница разозлилась, потребовала дневники и всем мальчикам поставила за урок единицы (а затем и в журнал).
"Почему только мальчикам, мама?" - возмущался тогда сын. И действительно, почему? Ведь в общей бесиловке участвовали и девчонки... Я уж промолчала, что вообще-то логичнее было по поведению оценку поставить, но не за урок.
Учитель разве прав? Неправ!
Помню, как сама в детстве была поражена, когда мама в разговоре с соседкой бросила фразу: "Да что тут удивляться, что Надя обманщица. У нее же вся родня брехуны были. А мать до сих пор врёт как дышит."
Меня это просто ошарашило! Как? Взрослая тётя и врёт?! Как же она может? Ведь она ВЗРОСЛАЯ!
А как может преподаватель института, дыша перегаром, стоять перед студентами и бубнить себе под нос: "Идиоты. Придурки. Бездари. Одни бестолковые бараны..." (Кажется, похожая сцена есть в замечательном фильме А. Велединского "Географ глобус пропил").
Примеров несовершенства взрослого мира можно привести массу. И опыт разочарования приходит прямо из детского сада или начальной школы (а у некоторых прямо из семьи). Для меня образец очень странного воспитания описан в книге М. Зощенко "Лёля и Минька". Там очевидный перебор, особенно папа явно перегибает палку. Это даже воспитанием назвать сложно, какое-то муштрование. И неизвестно, что стало дальше с этими детьми.
Так стоит ли давать ребёнку искаженную и неправдивую картинку взрослого мира? Чтобы повзрослев, его постигло разочарование, а возможно и горькие последствия...
Дети во все времена одинаковые: наивные, доверчивые, открытые. Одно знаю точно: надо любить детей. Но в то же время с самого начала дать понять: зрелый человек - не значит хороший человек. И не всех надо слушать. И не всем надо верить.
А как думаете вы?
Спасибо, что читаете. Поставьте, пожалуйста, лайк, если было интересно.