Вся моя жизнь состоит из череды непрекращающихся кризисов. И что удивительно, мои семейные кризисы в точности совпадают с общегосударственными.
Сейчас я понимаю, что ранее замужество и рождение ребенка за год до окончания техникума – событие весьма опрометчивое, если не сказать более. Но в тот момент, я была молодая, амбициозная, уверенно шла на красный диплом и мечтала о переезде в большой город и учебе в академии строительства. Негативный настрой родителей и все приводимые ими доводы проносились мимо моих ушей как «белый шум». Старшую дочь я родила в августе 1998 году – грянул дефолт. За несколько дней отложенные деньги, которые тогда мне казались невероятными богатствами, превратились в груду бумаги.
Разрушенные мечты
Через 2 месяца после рождения ребенка, мой благоверный супруг объявил о том, что он не готов к семейной жизни, продал обручальное кольцо и отчалил в неизвестном мне направлении. Я, будучи студенткой 4 курса, осталась без копейки денег одна с грудным ребенком на руках. Нужно было как-то учиться, кормить и одевать ребенка. Мои родители категорически отказались оказывать мне финансовую помощь и предложили самостоятельно разгребать ту кашу, что я заварила.
Естественно, ни о какой академии больше не могло быть и речи. Мечты о высшем образовании рухнули как карточный домик. Необходимо было как-то окончить техникум. Полуголодные и брошенные всеми, мы с дочерью учились выживать в этом жестоком мире. И все-таки у последнего курса обучения есть свои плюсы, я с большим энтузиазмом принялась помогать одногруппникам устранять пробелы в знаниях за скромное финансовое вознаграждение. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается.
Пришлось идти торговать на местный стихийный рынок. Сейчас я не понимаю, на каких жизненных ресурсах я тогда держалась. Работа с утра до вечера в любую погоду, тяжеленые сумки, вечно болеющий ребенок. Муж объявился через 2 года – приехал за разводом, ему нужно было устраивать новую семейную жизнь. Он к тому времени отслужил в Чечне и Югославии. Денег не дал, на алименты сказал не рассчитывать. Возможно сейчас, я бы повела себя совершенно по иному, но тогда я видела в нем наемника из горячей точки, готового реализовать свои угрозы.
Работа на морозе дала о себе знать, пришлось уйти с рынка. На новой работе з/п не платили, но обещали. Почему-то в память врезался момент, как я распределяю последние деньги, хватало на неделю, если на день брать килограмм картошки, 2 пакетика чая и 50 грамм сахара. Помню заплаканные глаза дочки, которая высыпала сахар в вареную картошку и не могла это есть. Это был переломный момент. Я закончила поварские курсы, и ушла работать в местный кабак среднего пошиба, ездила на летние заработки на моря.
Все в этой жизни циклично
И когда показалось, что жизнь наладилась, я купила квартиру, мебель и технику, родила 2 прекрасных сыновей: старшего в 2009, аккурат в кризис, младшего в конце 2013, через несколько месяцев к России присоединился Крым, и нас всех настиг новый кризис с санкциями. Как не странно, но от меня ушел и отец моих сыновей – уехал на Донбасс. Жизнь закрутила новый виток спирали: нехватка денег, бессонные ночи, вечные подработки и нянечки для деток. Ковид поставил крест на моей трудовой деятельности, безработица с новой волной накрыла наш городок. Сегодня мой сын долго не мог уснуть, потому что хотел есть. 20 лет назад, я верила что нужно немного потерпеть, приложить немного усилий и все получится. Сейчас уже не верю.