Найти в Дзене
Елена Алекс

От открытия бактерий до создания новых вакцин

Несмотря на успех вакцины от оспы, никаких других вакцин не появлялось более 80 лет, но наука не стояла на месте. Еще в XVII веке Антони ван Левенгук (Antonie van Leeuwenhoek), живший в Делфте (Delft) в Нидерландах, занимался исследованиями и делал свои открытия, примерно с 1665 года. Надо заметить, что на это время приходится, так называемый, Золотой век Голландии, когда произошел максимальный расцвет экономики, торговли, науки и искусства Нидерландов. Левенгук остался в истории как создатель своих микроскопов со своими линзами, дающими очень сильное увеличение. Исследуя воду из озера с их помощью Левенгук сделал потрясающее открытие. Он увидел мельчайшие организмы, населяющие каплю воды. Он открыл бактерию! Левенгук открыл миру, описал и зарисовал невидимые невооруженным глазом организмы вокруг нас, на нас, в нас. Почти через два столетия после открытия самой бактерии, в конце XIX века, идею, что некоторые бактерии, попадая в наш организм (желудок, кровь) вызывают заболевания и смер

Несмотря на успех вакцины от оспы, никаких других вакцин не появлялось более 80 лет, но наука не стояла на месте.

Еще в XVII веке Антони ван Левенгук (Antonie van Leeuwenhoek), живший в Делфте (Delft) в Нидерландах, занимался исследованиями и делал свои открытия, примерно с 1665 года. Надо заметить, что на это время приходится, так называемый, Золотой век Голландии, когда произошел максимальный расцвет экономики, торговли, науки и искусства Нидерландов. Левенгук остался в истории как создатель своих микроскопов со своими линзами, дающими очень сильное увеличение. Исследуя воду из озера с их помощью Левенгук сделал потрясающее открытие. Он увидел мельчайшие организмы, населяющие каплю воды. Он открыл бактерию! Левенгук открыл миру, описал и зарисовал невидимые невооруженным глазом организмы вокруг нас, на нас, в нас.

Почти через два столетия после открытия самой бактерии, в конце XIX века, идею, что некоторые бактерии, попадая в наш организм (желудок, кровь) вызывают заболевания и смерть, доказал немецкий врач, ученый Роберт Кох (Dr. Heinrich Hermann Robert Koch). Он изучал сибирскую язву, жуткое заболевание, убивающее и людей и животных. Рискуя своей жизнью, работал с инфицированной кровью и доказал связь между определенными бактериями, являющимися причиной заболевания, до этого считали, что заражения происходят случайно. Кох открыл специфические бактерии, вызывающие туберкулез и сибирскую язву, изучал холеру, малярию, сонную болезнь, брюшной тиф. Работая в Африке, заметив, что малярией заболевают только дети и те, кто приезжают в Африку, Кох впервые указал на феномен приобретенного иммунитета к малярии.

Он считается одним из основоположников микробиологии и разработал критерии, названные позже постулатами Коха-Генле, которые помогают установить причинно-следственную связь между микробом и болезнью, определяют значение лабораторного культивирования инфекционных агентов и стали основой для изучения всех инфекционных болезней.

В это же время, когда Кох проводил свои опыты, французский ученый Луи Пастер (Louis Pasteur) также работал с бактериями, ему ассистировала его жена Мари (Marie).

Одним из личных мотивов страстных поисков и неутомимых исследований в изучении бактерий и борьбы с ними, считают смерть троих детей Пастера от брюшного тифа. Пастер пытался найти способ остановить куриную холеру, которая убивала птиц и приносила убытки. Вакцина была изобретена случайно! Из всех колб с культивированными бактериями, одна партия была забыта. Обнаруженная месяцем позже, старая культура была введена птице и болезни не последовало. Когда “привитая” птица получила смертельную свежую серию бактерий, она также осталась здорова!

После многочисленных экспериментов Пастер открыл, что сибирская язва может быть ослаблена химически. В 1881 году он провел публичный эксперимент на двух группах фермерских животных, наглядно продемонстрировав преимущества прививания от сибирской язвы, группа привитых животных оставалась здоровой после введения болезнетворных бактерий, животные из второй группы заболели и умерли.

Разница между вакцинацией против оспы и вакцинацией против сибирской язвы или куриной холеры заключалась в том, что последние два болезнетворных организма были ослаблены искусственно. Не было необходимости искать их естественно слабую форму. Это открытие произвело революцию в работе с инфекционными болезнями. Название “вакцина” Пастер сохранил в честь достижений Эдварда Дженнера и это превратилось в общий термин, относящийся к любому виду ослабленного болезнетворного микроорганизма, вводимого человеку или животному для создания иммунитета к болезни.

Наиболее впечатляющим успехом Пастера была победа над бешенством. Почти все пострадавшие от укусов больных животных умирали. Болезнь к человеку попадает через зараженную слюну и атакует мозг. Пастер не мог идентифицировать бактерию, вызывающую бешенство. Это уже позднее будет определено как вирус, о котором Пастер не знал. Вирусы гораздо меньше бактерий и даже кажутся не живыми, потому как они ничего не выделяют и могут размножаться только как паразиты, используя генетический аппарат клеток хозяина, к которому прицепились. Пастер продолжал верить, что спасение можно найти в ослабленной версии заболевания, как это было с куриной холерой и сибирской язвой. Он экспериментировал с позвоночником мертвых, пораженных бешенством кроликов. Опыты на собаках были успешными. Экспериментировать на людях никто разрешений не давал.

В 1885 году к Пастеру привели 9-летнего Джозефа Майстера (Joseph Meister), мальчика жестоко искусала бешеная собака. Мать умоляла спасти сына. Поскольку смерть ребенка была неминуема, то Пастер решил применить на мальчике то, что работало на собаках. За 10 дней ребенок получил 13 уколов. Пастер рисковал, в случае неудачи ему грозила тюрьма. Майстер выжил, Пастер стал героем! К Пастеру приезжали укушенные бешеными животными люди. Известно, что российский император Александр III пожертвовал на открытие Института Пастера в Париже около 100 тысяч франков. А когда пастеровские станции прививок против бешенства начали открываться по всему миру, Российская империя стала одной из передовых в этом отношении стран.

Казалось бы, когда затратив столько времени, средств и усилий, наконец-то получен успешный результат, остается только пожинать плоды. Но история прививания от болезней хранит не только достижения. В 1901 году дети из двух штатов Америки: Миссури (Missouri) и Нью Джерси (New Jersey) пострадали от плохо сделанных вакцин, от оспы погибли 9 детей из Камдена (Camden,NJ). Это привело к вмешательству правительства США и принятию “Закона о контроле за биологическими препаратами” (Biologics Control Act) и “Закона о чистых пищевых продуктах и лекарствах” (Pure Food and Drug Act), которые должны обеспечивать качество вакцин, произведенных в Америке.

Антони ван Левенгук не оставил описаний как именно он создавал линзы и существуют разные гипотезы. Вероятные способы продемонстрированы в этом видео.

А еще можно посмотреть кинофильм "Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука" с Александром Калягиным в главной роли.