24 августа 1990 года в Нью-Йорке не стало Сергея Донатовича Довлатова. Одни нарекли его голосом последнего советского поколения, другие считали литературным Мастером, у которого не было своей Маргариты, а третьи до сих пор уверены: юмор его произведений завоевывает молодежь каждой эпохи. Возможно, все это и является главным достижением для писателя. В его биографии было множество взлетов и падений, к которым можно относится по-разному, но рассказы Довлатова знают и любят все. Мы подготовили 5 интересных фактов об одном из самых талантливых и противоречивых отечественных писателей.
Довлатов быстро пристрастился к алкоголю и уходил в запои
Почти всю свою жизнь Довлатов страдал алкоголизмом, что отравляло его жизнь, но не творчество. Друзья писателя описывают нетрезвого Довлатова как невыносимого человека. Будучи пьяным, он мог подраться или выместить агрессию даже на женщине. А после исключения из Союза журналистов, как по часам, раз в месяц уходил в запой. Тем не менее сам Сергей Донатович относился к этой проблеме философски, не раз используя в творчестве. Так, в рассказе «Жизнь коротка» он писал: «Сон алкоголика крепок, но не долог» и «Ведь напиться как следует — это тоже искусство».
Он мог не пить месяцами ради победы над зависимостью, но все равно проигрывал. Врачи не раз говорили о циррозе печени и что следующий раз может стать последним. И были недалеки от правды — после одного из загулов писатель умер от сердечной недостаточности в карете скорой помощи.
За две недели до того, как его книгу должны были издать, ее запретил КГБ
В СССР работы Сергея Довлатова подвергались жесткой цензуре из-за нелицеприятной правды о жизни советского гражданина. После рассказа «Зона» о буднях и порядках заключенных лагеря его исключили из советской издательской системы. А книга «Пять углов» была уничтожена за две недели до выхода в печать.
Однако в течение многих лет его произведения распространялись через самиздат. А в КГБ открыли охоту на автор, арестовывав за мелкое хулиганство. Из-за отсутствия творческой свободы писателю пришлось эмигрировать. Выбор между Нью-Йорком и тюрьмой был очевидным. За рубежом он смог издать 12 книг, среди которых были «Невидимая книга», «Соло на ундервуде», а также повесть «Компромисс».
В честь Довлатова в США переименовали улицу
Активное участие в подготовке переименования улицы приняли те жители Нью-Йорка, которых можно назвать прототипами многих произведений писателя. Русские эмигранты долгое время собирали петиции в Городской Совет, добивая того, чтобы имя писателя вошло в историю.
Теперь род Довлатовых многое связывает с США. К слову, Сергей назвал одну из своих дочерей Александрой в честь Пушкина, а вторая дочь Екатерина перевела на английский язык повесть «Заповедник». При том, что сам Сергей Донатович всегда считал, что эту работу невозможно адаптировать из-за особенностей речи некоторых персонажей.
В фильме о жизни писателя его сыграл сербский актер
Алексей Герман-младший посвятил писателю целый биографический фильм. По сюжету, перед зрителями предстает непростая неделя из 70-х, когда Сергей Довлатов пытается удержать в руках свою рассыпающуюся жизнь. При этом в главной роли солирует сербский актер Милан Марич, чье внешнее сходство с писателем поражает. Премьера «Довлатова» состоялась на 68-ом Берлинском кинофестивале, где кинокартина получила приз жюри читателей газеты Berliner Morgenpost и «Серебряного медведя».
Связь с произведениями, конечно, присутствует, но уловить ее сможет не каждый. Ситуации из его рассказов переплетаются с жизнью автора. Здесь есть и параллель с историей о метро из «Чемодана», Брежнев из «Марша одиноких». А эпизод, когда писатель занимался «фарцой» по просьбе друга-художника, перекочевал из рассказа «Финские креповые носки».
Довлатов был патологически несчастным человеком
Не смотря на то, что рассказы Сергея Донатовича часто рекомендуют в качестве лучшего лекарства от хандры, его самого не покидала депрессия. Он любил рассказывать про себя уничижительные истории, становясь героем рассказов. Его любимый персонаж — это человек, у которого есть две черты: мужество и неудача. С ним вы можете познакомиться в сборнике «Наши». Горькая ирония и дерзкие фразы прилагаются.
За несколько лет до своей смерти он говорил, что приступы депрессии, беспричинной тоски, бессилия и отвращения к жизни учащаются. Довлатов всю жизнь провел в ожидании прохождения новых барьеров, и теперь уже в США, когда он легализовался как писатель, ждать нечего, источников радости нет. Он так и не стал веселым и счастливым человеком.
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!