Много раз мне тут советовали обратить свой взор на зарубежные исторические фильмы. Особенно американские. Но я считала, что ругать исторические американские фильмы – это как пинать дохлую лошадь. История Америки как государства даже 300 лет не составляет, за это время можно только научить гимн петь и руку на сердце держать, но никак не воспитать уважение к своей истории или истории других государств.
На этом основано, кстати, большинство политических проблем Америки: когда русские дипломаты учат язык и историю страны, в которую их направляют, дипломаты американские учат гимн Америки, вешают на фасаде флаг США и считают, что этого достаточно. В итоге при неминуемых восстаниях в мусульманских странах американских дипломатов убивают, а русская дипмиссия выживает в полном составе. Почему? Русские знают историю страны, ее язык и верования, и чуть что – начинают наизусть читать Коран. А кто знает Коран наизусть, считается хафизом: его не то что убивать, ударить нельзя. Плюс ещё Америка разучилась учиться на своих ошибках, поэтому наступает на исторические грабли снова и снова. Афганистан помните?
Но у меня блог не про политику, а про кино. И кино это от «Нетфликс» – компании, специализирующейся на фильмах категории «голимый порожняк». Что бы они ни выдавали – это не стоит даже однократного просмотра, интерес отбивается уже на чтении аннотации. Толерастия, скандалы, полная всеядность, смакование всякого г..на, до которого любой уважающий себя дистрибьютер не дотронется даже двенадцатиметровой палкой.
Только гляньте, что они сделали с «Ведьмаком» Сапковского… Неудивительно, что их зрительская аудитория за последние 2 года сократилась в 8 раз.
Ладно. Обещала – смотрим. 1 серия.
С первой же сцены повеяло лажей. Принцесса Фике качается на качелях, с восторгом говоря о своем муже: «Мы с императором Петром думаем исключительно о высоком».
Какой такой император Петр?! Фике же вышла замуж за цесаревича. Куда успели деть Елизавету?
Вся сцена хуже некуда – сама Фике без шляпки, кузина ее или подруга - тоже.
Даже селянки того времени носили шляпки. И ещё: Фике впервые увидела качели в России и приняла их за виселицы – настолько это было для нее непривычное зрелище после полунищего княжества Ангальт-Цербстского, размером где-то с нашу нынешнюю Москву. Общеизвестно, что родители Фике не смогли выделить дочери более-менее приличное приданое. В своих мемуарах императрица Екатерина писала, что мать на свадьбу подарила ей кувшин для умывания и безумно этим гордилась. Увидев обноски, в которых приехала принцесса, добросердечная императрица Елизавета велела сшить для нее платья, чтобы Фике не выглядела нищенкой, и подарила баснословную для бедной девушки кучу денег «на булавки».
После где-то 5 минут просмотра я решила остановиться: описывать весь сериал – это ж года на два ляпов.
Если вкратце: сериал не связан с реальной историей. Он описывает историю какой-нибудь выдуманной Кэрри или императрицы Сисси. В нем нет российских примет и обычаев. Это причудливая смесь европейских обычаев 14 – начала 20 века, современных причесок 21 века и негритянских манер. То бишь, даже для современных белых американцев это слишком: никто у них не нюхает прилюдно свои подмышки на светском приеме, не говорит девушке при первой встрече, что его дела в жопе, и т.д.
Если американцы по «доброй» привычке решили этим сериалом унизить русских, у меня для них плохие новости: ни Фике, ни Петр русскими не были. Они были типичными западными европейцами. Так что обижаться должны скорее Германия и Швеция (Петр Третий был внучатым племянником Карла XII).
Дальше больше. Пяти минут сериала не прошло, как православный духовник Фике хочет проверить ее девственность.
Лично.
Забавно видеть этот чисто европейский обычай, ведь русских невест стали проверять лишь после того, как присланная в жены будущему императору Павлу невеста оказалась «порченой». И делали это, разумеется, не священники. Присутствие священника – это скорее итальянская традиция. К примеру, папа Александр Борджиа присутствовал при первой брачной ночи своей дочери Лукреции, давая ей ценные указания.
Так что кроме имен, русского в этом фильме нет ничего. Все действующие лица – типичные жители американских помоек без малейшего налета этикета, укравшие где-то дорогие театральные костюмы и кое-как вырядившиеся в них. Вон даже парики не смогли надеть, они на полголовы только налезли.
Сценаристы не удосужились прочесть даже учебники истории, не то что серьезные книги. У них матерью Петра Третьего является Елизавета, а отцом – император Петр Первый! А не Анна, герцогиня Голштинская, и ее муж.
Брачная ночь шикарна. Женишок просто отворяет дверь и, даже не закрывая ее, пользует свою невесту чуть не на глазах своего друга, с которым говорит об утках.
Снова повеяло европейским дворцовым этикетом, когда королевы «брачились» и рожали в присутствии чуть не всех придворных. Надо ли говорить, что в России такого никогда не было.
Тут даже непонятно, на что обижаться и что критиковать. Здесь нет Екатерины Второй, Петра Третьего, России, ее придворных. Нет актеров, декораций, сценаристов, гримеров. Костюмы просто взяты напрокат из аналога американского «Госфильмофонда» без всякой привязки к какой-либо эпохе. Декорации вообще рандомные.
Фильм пуст. Он сделан просто ради хайпа, и его художественная ценность равна нулю. Абсолютному нулю, который минус 273 градуса по Цельсию.
Писать обзор на подобное искусство – это как описывать обезьянку, которая в зоопарке делает кучу и потом кидается ею в прохожих под восторженный визг других обезьянок, которые тоже пытаются последовать ее примеру. Возможно, у этих обезьянок этот перформанс даже называется шедевром, берет призы на церемонии «Обезьяоскара» и оценивается в 80% на сайте Роттен Томатос и в 76 баллов из 100 на Метакритике. Может, обезьянки даже смогут растянуть этот процесс на шесть сезонов, как авторы «Великой». Но я не обезьянка, а простой русский человек с высшим образованием – и я предпочитаю тратить свое время более продуктивно.
Ах да. Краткое описание сериала «Великая» от «Нетфликс»: сидят Екатерина Вторая с Петром Третьим на суку и всех посылают на…