Как получилось, что в жития попали исторически недостоверные материалы? Зачем агиографии включали в свое повествование общие места? На наши вопросы о житиях святых продолжает отвечать Лилия Франгулян.
В том, что в жития святых попало столько исторически недостоверных мест, не было случайности. Авторы намеренно использовали топосы, чтобы подчеркнуть те события или характеристики, которые агиографы считали важными. Есть такой исследователь — Томас Пратч. На мой взгляд, он очень точно сформулировал:
Топосы — это строительные кирпичики, положенные в основание средневекового агиографического текста.
Зачем агиографы это делали?
А потому что иначе не могли и этого ждали читатели. Скажу больше: топосы были свойственны не только агиографическим текстам, они вообще жили в средневековой и даже античной литературе как таковой. На них строился творческий процесс. Несомненно, авторы обладали свободой. Они могли по-разному сочетать топосы, вносить в них мелкие и не очень изменения, в конце концов, рождать нечто новое на основе старого, при этом опираясь на реальность вокруг. И те, кто был талантлив, писал тексты, интересные даже нам. Однако и читатель, и автор древности ориентировались на то, что было до них.
Топосы давали ощущение стабильности мирового порядка, истинности и даже красоты описываемых событий.
Одна из причин — дефицит информации
Иногда использование совершенно шаблонных топосов было вызвано отсутствием информации. Допустим, агиограф не знал ничего кроме того, что святой получил хорошее образование. В тексте же автор мог передать эту деталь, описав, как святой в детстве выучил наизусть Псалтирь или как праведник наставил других людей цитатой из Писания.
Иногда топосы нужны были для поучения слушателей. Например, возьмем коптские мученичества, написанные в VII–VIII вв. и посвященные мученику IV в. Очевидно, что авторы текстов не владели достаточной информацией для достоверного детального описания событий, поэтому они наполняли мученичества топосами.
Ради наставления
Но некоторые сюжеты были важны не просто для описания, а выполняли дополнительную функцию. В коптских памятниках повторяется сюжет, как на мученика не оказывают влияние магические действия и зелья. Как отмечает исследовательница Анна Рогожина, агиографы использовали этот сюжет ради дидактики, чтобы предостеречь христиан Египта, которые по историческим свидетельствам в этот период времени довольно часто прибегали к магическим заклинаниям.
Митрополит Волоколамский Иларион. Неудобные вопросы о религии и Церкви:
...от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы за кадром.
И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, становится безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей.
Читайте еще: Как отличить в житиях святых подлинное от легендарного?
Продолжение в следующих публикациях канала.