Нейрологопедия – это направление в логопедии с целью диагностики и лечения орофациальных нарушений, которые возникают в области лица и полости рта в результате поражений нервной системы у детей и взрослых. Эта методика появилась на стыке педагогических приемов и медицинских знаний анатомии и биомеханики головы, а также общей неврологии.
Отличие от стандартной логопедии
Комплексы логопедических упражнений были разработаны и доказали свою эффективность для стимуляции развития речи у относительно здоровых детей. Специальные техники направлены на коррекцию внешних функциональных нарушений ротовой полости: артикуляции, постановки языка, мимики.
Нейрологопедические приемы воздействуют на причины орофациальных дисфункций, которые развиваются в результате сложных поражений и состояний нервной системы. Работа с пациентом строится на использовании тесных нейромышечных взаимодействий между ротовой, двигательной и психической активностью.
Кому нужна нейрологопедическая помощь
Благодаря интеграции педагогических и медицинских знаний нейрологопедия способствует не только восстановлению процессов образования и произношения звуков.
Занятия с нейрологопедом показаны при:
- диагностике ранних речевых нарушений у ребенка;
- дисфункции языка;
- дисартрии, дислалии, заикании, дислексии, дисграфии;
- состояниях после реанимации, интубации, трахеотомии;
- неврологических осложнениях воспалительного и послеоперационного генеза;
- расстройствах функций жевания, глотания, дыхания;
- различных нарушениях моторики и осанки.
Для получения значимого и устойчивого терапевтического эффекта у пациентов с подобными поражениями специалист должен владеть определенными знаниями и навыками.
Как стать нейрологопедом
Преподаватели Международной Академии Медицинской Реабилитации подчеркивают, что необходимо наличие элементарных медицинских знаний для последующего освоения нейрологопедических техник.
Научиться грамотному их применению могут:
- медицинские работники, которые имеют представление об анатомии, биомеханике и этапах онтогенеза человека;
- реабилитологи и физиотерапевты с практическими навыками использования мануальных приемов;
- логопеды, желающие и готовые расширить свои знания за счет дополнительного обучения.
Нейрологопеды должны не просто знать, что делать при различных орофациальных нарушениях и какие техники применять. Грамотный специалист всегда ищет оптимальные варианты и зоны стимуляции у конкретного больного.
Для этого важно понимание взаимосвязей между стабилизацией подъязычной кости, коррекцией осанки, развитием моторики рук и актов глотания и дыхания. Изучению ключевых аспектов функциональной анатомии и биомеханики в объеме, который необходим нейрологопедам, посвящен онлайн-интенсив «Введение в нейрологопедию» на базе Международной Академии Медицинской Реабилитации.
Во время дальнейшего углубленного обучения будущие специалисты овладевают такими приемами, как:
- ПНФ (проприоцептивная нейромышечная фасилитация)
- работа с ножами;
- мягкие мануальные техники;
- некоторые педагогические методики (кинезиология Деннисона);
- динамическое тейпирование.
Специалист, используя различные техники, становится творцом реабилитационного процесса. Он легко подбирает тот или иной вариант лечения с учетом состояния больного и может обучить родителей или родственников упражнениям для закрепления полученного результата в домашних условиях.
Эффект нейрологопедических занятий
Изменения речевой, двигательной и когнитивной активности после нейрологопедического воздействия носят не случайный, а научно обоснованный и неоднократно доказанный на практике характер. Родителей и родственников вдохновляет относительно быстрое получение результатов после первых лечебных сеансов.
Знание нейрологопедических приемов как медиками, так и логопедами позволяет поддерживать преемственность в лечении тяжелых больных. На стадии интенсивной терапии врач вводит соответствующие техники для профилактики или коррекции орофациальных нарушений. После выписки пациента логопед продолжает начатые занятия и дополняет их педагогическими методами.
Чем раньше врач познакомится с основами нейрологопедии, тем скорее начнет справляться с возникающими психоневрологическими и нейромышечными нарушениями у своих пациентов.