Найти тему

Логопедия VS Нейрологопедия. Отличия и показания

Оглавление

Нейрологопедия – это направление в логопедии с целью диагностики и лечения орофациальных нарушений, которые возникают в области лица и полости рта в результате поражений нервной системы у детей и взрослых. Эта методика появилась на стыке педагогических приемов и медицинских знаний анатомии и биомеханики головы, а также общей неврологии.

Отличие от стандартной логопедии

Комплексы логопедических упражнений были разработаны и доказали свою эффективность для стимуляции развития речи у относительно здоровых детей. Специальные техники направлены на коррекцию внешних функциональных нарушений ротовой полости: артикуляции, постановки языка, мимики.

Нейрологопедические приемы воздействуют на причины орофациальных дисфункций, которые развиваются в результате сложных поражений и состояний нервной системы. Работа с пациентом строится на использовании тесных нейромышечных взаимодействий между ротовой, двигательной и психической активностью.

Кому нужна нейрологопедическая помощь

Благодаря интеграции педагогических и медицинских знаний нейрологопедия способствует не только восстановлению процессов образования и произношения звуков.

Занятия с нейрологопедом показаны при:

  • диагностике ранних речевых нарушений у ребенка;
  • дисфункции языка;
  • дисартрии, дислалии, заикании, дислексии, дисграфии;
  • состояниях после реанимации, интубации, трахеотомии;
  • неврологических осложнениях воспалительного и послеоперационного генеза;
  • расстройствах функций жевания, глотания, дыхания;
  • различных нарушениях моторики и осанки.

Для получения значимого и устойчивого терапевтического эффекта у пациентов с подобными поражениями специалист должен владеть определенными знаниями и навыками.

-2

Как стать нейрологопедом

Преподаватели Международной Академии Медицинской Реабилитации подчеркивают, что необходимо наличие элементарных медицинских знаний для последующего освоения нейрологопедических техник.

Научиться грамотному их применению могут:

  • медицинские работники, которые имеют представление об анатомии, биомеханике и этапах онтогенеза человека;
  • реабилитологи и физиотерапевты с практическими навыками использования мануальных приемов;
  • логопеды, желающие и готовые расширить свои знания за счет дополнительного обучения.

Нейрологопеды должны не просто знать, что делать при различных орофациальных нарушениях и какие техники применять. Грамотный специалист всегда ищет оптимальные варианты и зоны стимуляции у конкретного больного.

Для этого важно понимание взаимосвязей между стабилизацией подъязычной кости, коррекцией осанки, развитием моторики рук и актов глотания и дыхания. Изучению ключевых аспектов функциональной анатомии и биомеханики в объеме, который необходим нейрологопедам, посвящен онлайн-интенсив «Введение в нейрологопедию» на базе Международной Академии Медицинской Реабилитации.

Во время дальнейшего углубленного обучения будущие специалисты овладевают такими приемами, как:

  • ПНФ (проприоцептивная нейромышечная фасилитация)
  • работа с ножами;
  • мягкие мануальные техники;
  • некоторые педагогические методики (кинезиология Деннисона);
  • динамическое тейпирование.

Специалист, используя различные техники, становится творцом реабилитационного процесса. Он легко подбирает тот или иной вариант лечения с учетом состояния больного и может обучить родителей или родственников упражнениям для закрепления полученного результата в домашних условиях.

-3

Эффект нейрологопедических занятий

Изменения речевой, двигательной и когнитивной активности после нейрологопедического воздействия носят не случайный, а научно обоснованный и неоднократно доказанный на практике характер. Родителей и родственников вдохновляет относительно быстрое получение результатов после первых лечебных сеансов.

Знание нейрологопедических приемов как медиками, так и логопедами позволяет поддерживать преемственность в лечении тяжелых больных. На стадии интенсивной терапии врач вводит соответствующие техники для профилактики или коррекции орофациальных нарушений. После выписки пациента логопед продолжает начатые занятия и дополняет их педагогическими методами.

Чем раньше врач познакомится с основами нейрологопедии, тем скорее начнет справляться с возникающими психоневрологическими и нейромышечными нарушениями у своих пациентов.