Найти тему
Мастер Поделкин

Учим ребенка читать хорошо!

Оглавление

Все родители хотят, чтобы перед походом в первый класс их ребенок хорошо читал. Но как научить его этому? Сегодня существует много методик обучения чтению маленьких детей. В этой статье собрали самые популярные и действенные из них.

Выучить буквы довольно легко, с этим делом дети справляются вместе с родителями достаточно просто и быстро, а вот научить ребенка складывать слоги и слова из выученных букв – задача непростая… Но выполнимая! Научить ребенка хорошо читать можно еще до школы, с этим родителям по силам справится, если немного подтянуть свои знания в методике обучения чтению.

Азбука

Начать изучать буквы стоит с азбуки. Она идеально подходит для ранних этапов развития ребенка, ведь каждая буква изображением, знакомым ребенку и начинающимся с этой буквы. Например, А – арбуз, Б – барабан.

-2

Малыш легко усвоит, что буква М – это медведь, а А – это арбуз, но каким образом при последовательном чередовании этих букв должно выйти слово МАМА? Как можно получить слово "книга" из сочетаний букв "ка-эн-и-гэ-а"?

Также при обучении по азбуке необходимо четко следить за собственным произношением.

Нельзя допускать, чтобы буква звучала с посторонними звуками – эр, дэ, ка. Дети должны понимать, что буква символизирует звук, иначе при неправильном произношении буквы ребенок не сможет сформировать слово.

Букварь

-3

Среди всех методов обучения чтению обучение по букварю является наиболее традиционным. Существуют разные буквари, основное различие между ними в использовании разных картинок и действующих героев. Все буквари разработаны по принципу обучения ребенка соединять разные звуки в слоги, а после – слоги в слова (так называемое послоговое чтение).

-4

Букварь предлагает детям выполнять ряд последовательных упражнений на сочетание разных согласных с гласными: му-ум, ма-ам, му-ум и пр.

-5

Главное выбрать "правильный" букварь. В "правильном" букваре не должны сразу знакомить ребенка со всеми буквами алфавита, а потом рассказывать о способах соединения букв друг с другом. Намного продуктивнее будет, если все взаимосвязанные процессы и упражнения будут подаваться параллельно. Даже из двух пар слогов уже можно начинать складывать слова, а ведь именно из таких сложений складывается весь процесс чтения.

Кончено метод обучения по букварю не самый простой и быстрый, он наиболее успешно справляется с задачей обучить ребенка складыванию букв в слоги, а слогов – в слова.

Метод целого слова или метод Домана

Этот метод был разработан американским ученым – Гленом Доманом, который основательно подошел к решению этой проблемы и детально изучал ее в Институте Развития Ребенка (Филадельфия).

Гленн До́ман — американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.

-6

Множество проводимых им экспериментов основывалось на следующем. С двухмесячного возраста у ребенка начинает фокусироваться взгляд. На этом этапе ребенку показывали множество карточек со словами и даже целыми предложениями. Во время демонстрации каждой карточки мама или педагог озвучивали написанное на карточке. Длительность первых уроков составляла не больше 10 минут, но постепенно занятия увеличивались по времени, со временем ребенок запоминал слово полностью.

Для применения этой методики необходимо строго соблюдать оптимальный размер букв, количество карточек, придерживаться нужного объема информации. Многие родители, воодушевленные успехом и заинтересованные результатом, ночами составляли несметное количество карточек, которые уже на следующий день показывались детям в полном объеме. Но со временем отмечалось существенное снижение интереса ребенка к карточкам, что влекло и исчезновение родительского энтузиазма.

Данный метод неплох для изучения английского языка, где практически нет спряжений и склонений слов, однако он мало подходит для обучения чтению на русском языке, который обладает невероятно сложной и разветвленной системой окончаний.

Даже если ребенку удалось запомнить слово "стол", он уже будет испытывать большие проблемы с распознаванием слов "столом", "стола" и пр. Придется проводить отдельные уроки по изучению этих слов. Часто происходит и так, что дети начинают попросту игнорировать окончания однокоренных слов, пытаясь угадывать их, а не вспоминать.

Кубики Зайцева

-7

Очень интересная и распространенная методика отечественного педагога-новатора - Зайцева Никалая Александровича, который догадался разместить слоги на таблицах и гранях кубиков.

Стоит полный набор достаточно дорого

Но можно купить по отдельности кубики, правда придется дополнить их таблицами, палочками и прочими компонентами.

Основное преимущество данного метода, что обучение ребенка чтению происходит в игровой форме. В процессе занятий ребенок одновременно запоминает слоги и склады, разные буквенные сочетания.

Но есть и минус этой методики: дети не сами догадываются о том, каким образом одни звуки сливаются с другими. Им предлагается сразу работать с готовыми слогами и складами.

Зайцев предлагает детям для ознакомления только те буквосочетания, которые потенциально возможны в русском языке. Например, в его системе нельзя встретить сочетаний ЖЫ или ШЫ, Ж и ЖЬ не различаются по мягкости и твердости (нож/рожь). По этой же причине тут не встретишь маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ и пр., а лишь есть ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА и пр. Однако эти принципы приводятся тут совершенно непоследовательно, несмотря на заявление автора составления методики.

Также минусом является и то, что на всех кубиках согласные сочетаются с буквой Э (ДЭ, ГЭ, БЭ и пр.). Ребенок достаточно быстро привыкает к этому как к весьма реальному и возможному в языке, в то время как на самом деле они встречаются в речи лишь в редких исключениях.

Еще один момент – в системе Зайцева на письме должны различаться сочетания мягких и твердых согласных с [э], тогда как в этом случае вы сможете объяснить ребенку, что слово "кафе" следует читать через "е", а не через "э"? То же касается и сложностей в объяснении правописания таких слов, как "теннис", "шоссе" и пр.

На что может повлиять метод обучения чтению по Зайцеву?

 Проблему изучили дефектологи и логопеды.

Те дети, которых учили по методу Зайцева, склонны к проглатыванию окончаний и испытывают большие сложности с разбиванием слова не по складам, а на более мелкие составляющие (фонемы).

МИРР — «Метод интеллектуального развития ребенка»

Методика Павла Тюленева является одним из самых необыкновенных открытий в педагогике прошлого века. Автор считает, что следуя ей, родители смогут максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка. Взрослым нужно обеспечивать условия для функционирования "гена гениальности", который, по мнению Павла Тюленева, есть у абсолютно всех детей.

Автор этой методики придерживается мнения, что любого ребенка до года можно научить складывать буквы в слога, а к двум годам можно запросто обучить его беглому чтению.

-8

Система базируется на показывании определенных карточек с буквами с самого рождения малыша. Родитель постоянно озвучивает показываемые карточки и следит за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попали посторонние предметы.

Однако этот метод отвергает все законы развития ребенка, предлагая в одно время заставить малыша проходить 2 стадии – образную и сенсорно-моторную.

Если Вы уже определились для себя, с какого метода обучения чтения хотите начать, наберитесь терпения и самое важное – занимайтесь регулярно! Систематичность играет огромную роль для достижения положительных результатов, когда речь идет о том, чтобы научить ребенка хорошо читать.