Месяц назад то здесь, то там в метро мелькали футболки, сумки и головные уборы с изображением «Большой волны» Кацусики Хокусая. Внезапное оживление интереса к этому принту могу связать с Играми в Токио. А может быть, это совпадение, и сейчас стало модным носить одежду с одним из самых узнаваемых шедевров японской культуры. Считается, что гравюра «Большая волна в Канагаве» — наиболее популярное произведение японского изобразительного искусства за пределами Страны восходящего солнца. Почему я о ней заговорила? Потому что эту гравюру напоминает мне один из нарядов Евгении Медведевой.
«Море, взмывающие ввысь брызги хрусталя, сирена», — всплывает при взгляде на костюм Медведевой к короткой программе 2019 г. И — в тот же момент по закону жанра должна подняться настоящая «большая волна» из пены морской и обрушиться на посмевшего заикнуться о «водном» фасоне и рисунке многострадального наряда. А всё потому, что подобные намёки прочно и однозначно закрепились как ругательные.
Действительно, комбинезону фигуристки досталось порядочно «добрых» слов о плавниках, Ихтиандре, Аквамене, водолазах и всему, что относится к гидросфере. Критиковать костюм топ-фигуриста – это прописная истина в спортивном болении, хороший тон плохого отношения к конкуренту. И когда ругают наряд спортсмена, все понимают, что в 90% случаев дело вовсе не в наряде.
Несмотря на то, что рисунок волн может привидеться и нейтральному зрителю (как я), постановка под “Exogenesis” от рок-группы “Muse” всё же не о глубинах, а о высотах. В философской программе о жизни во Вселенной от Ильи Авербуха фигуристка следует за путеводной звездой, и сшитый Миленой Бобковой костюм должен не погрузить в пучину, а запустить зрителя в космическое пространство среди звёзд и туманностей. Соответственно, тому, кто знаком с темой постановки, становится ясно, что кристаллы и пайетки – это мерцание звёзд, а не блеск капель.
Однако хоть море здесь и ни при чём, программу о море этот сверкающий комбинезон точно бы украсил. А чья музыка способна посоперничать с живописью в точности изображения плеска волн? Без сомнения, Дебюсси.
Основоположник музыкального импрессионизма Клод Дебюсси регулярно обращался в творчестве к морской стихии. И неумение плавать отнюдь не смущало композитора. Он предпочитал созерцать море издалека. По признанию Дебюсси, «море — это всё, что есть наиболее музыкального...». Отголоски шума моря можно услышать практически во всех его произведениях — даже в тех, где, на первый взгляд, вроде бы и речи нет о воде. Вот и слушая "Лунный свет" (который прозвучит в этом году у Евгении Тарасовой и Владимира Морозова) мы видим серебристую дорожку, мерцающую бликами на волнах.
Кстати, в кабинете француза Дебюсси висела гравюра японца Хокусая «Большая волна», и по пожеланию композитора была помещена на обложку его главного живописного оркестрового сочинения — «Море».
Есть у Клода Дебюсси пьеса «Грёзы», написанная в ранние годы и потому представляющая нам скорее «нетипичного» композитора, ещё не отошедшего от классической гармонии. Фигуристами она исполняется редко: в одиночном катании эту пьесу интерпретировала на льду американка Кимми Майснер, а в парном подарили зрителям несколько минут зачаровывающей красоты Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков.
Если опираться только на название пьесы "Грёзы", море здесь также вроде бы ни при чём, но «грёза» — это мечта, причудливая игра воображения в сновидении, которое может быть бесконечно разнообразным. И каждый может по-своему представить, что здесь пригрезилось композитору. Вслушиваясь и всматриваясь в эту музыку, ощущаешь дыхание океана, переливы красок, отблеск лучей на водной глади, рокот набегающей волны.
Евгения Медведева и «Грёзы»… о море.
Следующая статья, как и предыдущая, посвящена Анне Щербаковой. Можно посмотреть программы Анны под классику, хорошо известную в музыкальном мире, но которая не использовалась на льду.
Подписывайтесь на канал, делитесь впечатлениями. Будьте доброжелательны по отношению к спортсменам в комментариях. Спасибо!
#евгения медведева #фигурное катание #илья авербух #дебюсси #музыка