Часть 5. Московская школа иконописи
Традиции Московской иконописной школы сложились в XIV-XVI веках под влиянием Византии, Киевской и Владимиро-Суздальской Руси. Оно отчетливо прослеживается в написанных в первой половине XIV века иконах «Спас ярое око» и «Спас оплечный».
«Спас ярое око» и «Спас оплечный».
Они соответствуют византийскому аскетичному канону – черты лиц контрастны, их выражение строго и торжественно. Большие глаза, тонкий нос, маленький изящный рот. Пронзительный взгляд направлен мимо зрителя в недоступное человеку при земной жизни пространство. Эти иконы сложно отличить от подобных им, но написанных в Константинополе.
Резкому подъему способствовал приезд в Москву Феофана Грека. Он провел в ней последние 20 лет жизни, приблизительно с 1390 по 1410 год, и его творчество наложило отпечаток на всё дальнейшее развитие русского православного искусства.
Уникальная особенность московской иконописи – развитый иконостас. Обычай размещать иконы на перегородке, отделяющей алтарь от всего остального помещения, появился в конце XIII века Новгороде и Пскове. Иконы располагаются горизонтальными рядами без рамок и составляют единую композицию. Феофан Грек первым ввел в нее иконы размером около двух метров по высоте с полнофигурными изображениями Иисуса Христа, Божьей матери и Иоана Предтечи (так называемый, трехфигурный деисус). Это резко увеличило размеры всего сооружения и сделало его, наряду с настенными росписями, основой убранства московского храма.
Художественный язык икон, написанных Феофаном Греком, лаконичен и четок. Композиция строится на контрасте крупных форм и насыщенных тонов. Позы динамичны. Главный персонаж вписывается в геометрическую фигуру – круг, ромб, или сложный многоугольник, образованный потоками Божественного света.
Цветовая палитра сознательно ограничена. Сочетание золотого, оранжево-красного и оттенков коричневого переносит верующего в пространство другого мира, далекого от окружающей его реальности. Рельеф лиц, складки одеяний и объем фигур подчеркиваются ослепительными белыми мазками, передающими неземное сияние, исходящее от Царства Божьего.
По свидетельствам очевидцев, во время работы Феофан Грек не пользовался образцами. Смелыми, порывистыми движениями кисти, шепча молитву, он рисовал то, что видел «внутренним оком».
Другим выдающимся представителем Московской иконописной школы первой половины XV века является Андрей Рублев. Его творчество представляет собой одну из вершин русской и мировой культуры. Именно он и сформировал узнаваемые черты московского стиля с его легкими и гармоничными фигурами, динамичными композициями, просветленными ликами, в которых драматизм и суровость уступают место мягкости, созерцательности, гармонии духовного и материального начал.
Архистратиг небесных сил, победитель самого сатаны, покровитель православного воинства Архангел Михаил у Андрея Рублева превращается из канонического грозного воина с оружием и в доспехах в светлого ангела-хранителя всего сущего. Его добрая сила настолько велика, что постоянно соприкасаясь со злом, она не уподобляется ему.
На иконах Андрея Рублева практически отсутствуют резкие тени и контрастные белые блики. Тоновые переходы плавные. В тенях проработаны детали, рельеф и объем подчеркиваются продуманным и мягким затемнением или осветлением. Изящные, но не переутонченные фигуры облачены в одеяния с тщательно выписанными причудливыми складками.
Поражает богатая цветовая палитра иконописца. Им используются оттенки красного от темно-пурпурного до винно-красного и жемчужно-розового. Синий цвет – от густого темного до лазоревого и царственно голубого. В иконе «Троица» значение среднего ангела выделяется ярко-синим плащом и подчеркивается темно-вишневым одеянием. Его монументальная фигура уравновешивается нежными цветами одеяний соседних ангелов. Вся композиция склонением голов и фигур, контурами одежд и смягченными отражениями в них царственного голубого цвета замыкается в круговое движение, противопоставляемое строгому прямоугольнику трапезы, и символизирует единство Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.
Последователем Андрея Рублева и ведущим иконописцем Московской школы во второй половите XV – начале XVI века был Дионисий, светское лицо, вероятно, знатного происхождения и владелец крупной иконописной мастерской.
Подобно Андрею Рублеву он стремился к изображению неочевидной для материального мира духовной красоты. Но в его работах мягкость в передаче индивидуальных черт ликов доводит их до потери объема и утрате психологической выразительности.
Вместе с тем лица неизменно красивы. Изящество фигур доходит до нарочитой хрупкости и закругленности форм. Тонкая проработка деталей причесок и складок одеяний приобретает декоративный характер. Так Рублёвская «светлость» образов у Дионисия переходит в «праздничность» и парадность.
В указанный период на московских иконах стали появляться изображения исторических персонажей – князей, митрополитов и других светских и духовных лиц.
В последующие годы эта традиция усиливается. Искусство полностью подчиняется интересам государства. В период царствования Ивана Грозного (1547-1584 гг.) над всеми сферами жизни общества устанавливается жесткий контроль. Церковный собор регламентировал не только убранство храмов и соблюдение канона в иконописи, но и сам художественный процесс создания иконы. Особое распространение получили так называемые иконописные подлинники – сборники образов и схем, основных сюжетных композиций и персонажей.
На Стоглавом соборе 1551 года, было утверждено разрешение изображать не только умерших, но и здравствующих светских и духовных лиц. Это еще более усилило парадных характер церковной живописи. Само понятие иконы как проявления духовного мира в материальном, начало утрачивать свой смысл.
У художников появляется склонность к усложнению, виртуозности и перегруженности деталями. В сочетании с плотными, перенасыщенными тонами, пышностью одеяний и обилием золота, это создает впечатление излишней торжественности.
Развитие Московской иконописной школы завершилось с началом реформ Петра I. Самобытная живопись постепенно стала заменяться живописью западноевропейского типа. Русское искусство пошло по новому направлению.
Искусство московской иконописи бережно сохраняется в «Русской иконописной школе «РИШ». Ее традиции, вместе с наследием других школ (Византийской, Новгородской, Палехской), положены в основу уникальной методики, разработанной Еленой Стажук. Следуя ей ученики, шаг за шагом добиваются потрясающих результатов и, зачастую, полностью меняют свою жизнь.
Друзья, ставьте ваши лайки и подписывайтесь на наш канал. Мы рады будем поделиться с Вами знаниями об иконописи, иконах и православных традициях. Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать.
Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже на державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.
Расскажите о нас друзьям с помощью социальных сетей! Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.
Смотрите так же наши видео о нашей Русской Иконописной Школе РИШ: