Найти тему
МИР (Море История Россия)

Маленький эпизод Немецко-Польской войны. Оборона полуострова Хель.

Получив Данцигский коридор, Польша получила выход к Балтийскому морю. В связи с тем, что Данциг был «вольным городом», Речь Посполита начала обустраивать базу в Гдыне. Подходы к этой гавани прикрыты полуостровом Хель.

Впервые вопрос по организации наземной обороны Гдыни был поднят в 1924 году, но поскольку политика Польского государства была направлена против СССР, и имелось мнение, что все возникающие проблемы с Германией можно будет урегулировать политическим путем, тем более, что Германия была повержена и слаба. А, потому, проект обороны был положен в долгий ящик.

Ситуации с военно-морскими базами были похожи во многих странах. Проблема Гдыни была в том, что за береговую оборону военно-морской базы отвечали моряки.

С 1928 по 1939 годы на Оксивской скале располагалась главная база польского военно-морского флота. Здесь находились казармы, склады, позиции береговой и зенитной артиллерии, командование флота.

Летом 1931 года в Гдыне был сформирован 1-й морской стрелковой батальон, который теоретически должен был прикрывать мобилизацию в городе. В апреле 1939 года был сформирован 2-й морской стрелковый батальон, а также «морская бригада Народной обороны», часть, сформированная из местных жителей. Командующий Приморского района, контр-адмирал Юзеф Унруг, приказал привезти с военно-морских складов в Пинске и Модлине все стрелковое оружие, пулеметы, 81 мм минометы, 47-мм пушки, и боеприпасы, тем не менее, вооружения на всех категорически не хватало. Генеральный штаб выделил 2800 винтовок и 140 тонн колючей проволоки.

Порт Хель был тоже под управлением моряков, но полуостров Хель, прикрывавший вход в базу, и северная часть косы с начала 1920-х годов до 1936 года находилась под управлением польской армии.

В 1936 году эта территория официально получила название «Укреплённый район Хель» (польск. Rejon Umocniony Hel), вошедший в состав Группы обороны Побережья (польск. Grupa Obrony Wybrzeża); здесь было размещено около 3000 военнослужащих.

С 1939 года в порт Хель была перенесена военно-морская база.

На полуострове была построена 152-мм стационарная береговая батарея, оснащенная 4 шведскими пушками фирмы «Бофос». В связи с нехваткой артиллерии с мониторов Пинской флотилии были сняты 75-мм зенитные орудия. За счет этой материальной части был создан 1-й морской зенитный артдивизион, всего, 8 стационарных зенитных орудий. Чуть позже были доставлены еще три орудия. Кроме того, с флотилии были переброшены 4 орудия, калибром 105-мм. За счет новых поступлений были созданы две 40-мм зенитных батареи. Также на вооружении батарей было 2 орудия wz.36, 3 крупнокалиберных зенитных пулемета калибром 13,2 мм и 18 зенитных пулеметов калибром 8-мм. Общая численность артиллеристов и зенитчиков немногим превышала 700 человек. В состав укрепленного района, кроме батарей входили укрытия для боеприпасов и расчетов орудий, а также две башни управления огнем. Все объекты батарей были связаны между собой узкоколейкой.

Летом 1939, после передислокации главной базы флота на Хельскую косу, Оксивская скала была переподчинена командиру сил сухопутной обороны Побережья, полковнику Станиславу Дембеку

23 июня 1939 года командование сухопутной «Обороной Поморья» принял полковник Станислав Дабек. Ему подчинялись оба морских стрелковых батальона (после мобилизации разворачивались в полки), 5 батальонов морской бригады «Народной обороны», морская пограничная охрана, саперный батальон, береговые и зенитные батареи.

-2
Батарея 31 сейчас
Батарея 31 сейчас
105-мм пушки
105-мм пушки

Система обороны Хельской ВМБ базы включала в себя:

- 4 орудия «Бофорс» калибра 152,4 мм (батарея № 31 имени Г. Ласковского),

- две двухорудийных подвижных батареи 105 мм (№ 32 и № 33),

-четыре двухорудийных противокатерно-противодесантных батареи 75 мм (№ 21, № 41, № 42, № 43),

-две двухорудийных 75-мм батареи ПВО (№ 22, № 23),

-одну батарею ПВО из восьми 40-мм орудий (№ 24)

- два 120-см прожектора

Батарея №31 огнем с полуострова прикрывала вход в Гдыню, остальные осуществляли береговую оборону полуострова Хель. Для обороны полуострова был сформирован 4 батальон пограничной охраны «Хель». Командовал УР Хель капитан 1 ранга В. Штейер. В распоряжении УР находилась эскадрилья из 13 гидросамолетов. После мобилизации, суммарная численность защитников Хеля и Гдыни составила 17 тыс. человек.

В соответствии с планом, во время войны, на подступх к Гдыне выставлялось минное заграждение, а, вокруг полуострова Хель занимали позиции три польских подводных лодки (план «Ворек»).

Ещё до начала боевых действий три эсминца из состава польского флота («Бужа», «Блыскавица», «Гром») перешли в Англию (план «Пекин»). Таким образом, к 1 сентября 1939 года на базе Хель находились 1 эсминец («Вихер») и 1 минный заградитель («Грыф»), 5 подводных лодок («Вилк», «Жбик», «Рысь», «Сеп», «Ожел»), а также несколько более мелких кораблей.

В первый же день, 1 сентября противник нанес авиационные удары пикирующими бомбардировщиками Ju-87В и по базе и по полуострову, однако, несмотря на массированный удар, поляки потеряли только базу гидроавиации и несколько самолетов. В строю оставались восемь самолетов «Lublin R-XIII/hydro».

Узкоколейка
Узкоколейка

башня управления огнем
башня управления огнем

-7
-8

Вечером этого же дня, в соответствии с предвоенными планами минный заградитель «Гриф» и эсминец «Вихрь» вышли в море для постановки минного заграждения на линии Хель — Сопот. После выхода в открытое море корабли были атакованы немецкой авиацией, которая смогла поразить «Гриф» — от взрыва бомбы на корме погибли пять членов экипажа во главе с командиром Стефаном Квятковским. Заместитель командира капитан Виктор Ломидзе (выходец из семьи грузинских эмигрантов) опасаясь дальнейших авианалётов, немедленно приказал сбросить за борт мины, которые ещё не были подготовлены, таким образом задача не была выполнена. 2 сентября 1939 года корабли вернулись на базу и согласно приказу Командования Флота «Вихер» и «Грыф» были превращены в плавучую батарею близ Хеля. «Грыф», несмотря на его статус «минзаг» был достаточно неплохо вооруженным кораблем, новой постройки.

"Грыф"
"Грыф"

позиции 75-мм пушек
позиции 75-мм пушек
-11

Линкор «Шлезвиг-Гольштейн» отвлекшись от Вестерлатте, 2 и 3 числа обстреливал Гдыню.

3 сентября корабли в гавани были атакованы немецкими эсминцами, которые, однако, после недолгого огневого контакта отошли. В этот же день польскую базу атаковали немецкие пикировщики – в результате авианалета были потоплены «Вихрь» и «Гриф», а также два тральщика – «Генерал Галлер» и «Чайка». После уничтожения крупных польских кораблей, немецкий ВМС прекратил морскую блокаду Польши.

Польские подводные лодки не смогли эффективно действовать в условиях Балтийского моря и превосходящих немецких противолодочных сил. После налета 3 сентября 1939 года командование запретило лодкам возвращаться на базу и они направились к портам нейтральных стран или в Великобританию. Три лодки были интернированы в Швеции, двум удалось прорваться в Великобританию.

По польской версии это произошло позже. 14 сентября подводным лодкам был отдан приказ прорываться в Великобританию или Швецию. Далее все сходится (кроме даты).

Двум подводным лодкам («Вилк» и «Ожел») удалось прорваться через Датские проливы, и в дальнейшем они воевали в составе британского флота; ещё три («Рысь», «Сеп», «Жбик») были интернированы в шведских портах. 1 октября, перед самым падением Хели, из порта смог уйти сторожевой катер «Баторий». Ему удалось достичь Швеции, где он и был интернирован.

Оксивска скала
Оксивска скала
-13
Гдыня
Гдыня

Немецкое командование не особенно беспокоило нахождение польских войск на изолированном участке, поэтому довольно долго на «Оборону Поморья» не обращали внимания – главной целью немцев на этом этапе кампании был разгром армии «Поморье». В результате битвы в Туховском бору к 5 сентября 1939 года армия «Поморье» была разгромлена и части «Обороны Поморья» оказались отрезаны от Польши.

Для их ликвидации немцы выделили части «Группы Эберхарда» (Переформированные немецкие формирования Данцига, впоследствии 60-я пехотная дивизия) и «Корпуса Каупича» (померанские пограничные части). 8 сентября началось наступление немецких войск на Гдыню. База долговременной обороны не имела, и, немецкие войска, имея преимущество в артиллерии, естественно добились успеха.

12 сентября немецкие войска захватили Гдыню, за исключением Оксивской скалы, опорного пункта "армейцев". На этот участок отошли по некоторым оценкам около 9 тыс. человек. Сопротивление в этом районе продолжалось до 17 часов 19-го сентября 1939 года, после чего гарнизон капитулировал, а, полковник Дабек, раненый в одной из атак, застрелился.

Но, сопротивление на полуострове Хель продолжалось. Основой линией обороны должен был стать пункт сопротивления «Ястарня», строительство которого началось 15 мая 1939 года. Пункт преграждал путь с суши на позиции береговых батарей. Он находился примерно посредине косы, в наиболее узком ее месте, где ширина косы составлял лишь 400 м. Первая линия обороны состояла из четырех именных тяжелых бункеров (Сарагоса, Семп, Сабала, Сокол), оснащенных пулеметами wz.30 и wz.28. В двух бункерах в бронированных куполах, предполагалось установить противотанковые пушки (но не поставили)

«Шлезвиг-Гольштейн» и «Шлезиен», обстреливали полуостров 18 и 19 сентября, однако без особого успеха. Впрочем, и польская береговая батарея тоже не достигла попаданий. 25 сентября они вновь начали обстрел батареи № 31 (командир З. Пшибышевский).

С суши немцы не спешили наступать. 25 сентября, после того как немцы захватили деревню Халупы (ныне входит в состав города Владыславово), поляки подорвали на самом узком месте Хельской косы боеголовки торпед, создав подобие рва.

27 сентября в ходе ещё одного обстрела «Шлезвиг-Гольштейн» получил попадание одного снаряда с батареи.

-15
-16
-17

30 сентября, проведя массированный артиллерийский обстрел, немецкие войска перешли в наступление на перешейке, соединявшем порт Хеля с сушей, и прорвали польский фронт. На следующий день, 1 октября, противник подошёл к Кутнице (таким образом, в его руках оказалось около трети косы) и начал подготовку к окончательному штурму. Принимая во внимание нехватку боеприпасов и отсутствие надежды на помощь, командующий польским военно-морским флотом контр-адмирал Юзеф Унруг отдал приказ сложить оружие; акт о капитуляции Хеля был подписан в сопотском «Гранд-отеле». 2 октября Хельскую косу заняли германские части.