По современным нормативам застройщики обязаны обеспечивать новостройки парковочными местами. Однако в самом начале XXI века эти правила еще не работали, и многие появившиеся тогда ЖК превратились в автомобильные гетто. LegenDaily продолжает рассказ об эволюции паркингов в Петербурге.
В 1990 году в Северной столице было около 280 тыс. личных автомобилей, а в 2000-м — уже 855 тыс. Еще через пять лет — больше миллиона. Число машин росло, но ни существовавшие советские кварталы, ни новые жилые проекты не учитывали, что помимо людей места нужны и их транспортным средствам.
Сначала проблему пытались решать, создавая в разных частях города открытые платные паркинги. Но места под жилую застройку требовалось все больше, и отдавать участки для парковки было слишком большой роскошью.
Чтобы обеспечить хранение автомобилей, в составе жилых комплексов нужно было строить паркинги.
Первыми ЖК с подземными паркингами стали «Дом на Тверской», «Новый Колизей» (построен на улице Восстания), «Новая звезда» (Песочная набережная), «Робеспьера, 4» и некоторые другие элитные дома, сданные в эксплуатацию в середине 2000-х.
Проект премиального класса по определению должен иметь места для хранения автомобилей.
А в центре Петербурга, где в то время только и строили жилье высоких категорий, свободных участков мало, так что единственный выход — уходить под землю. Это означает дополнительные финансовые затраты, сопоставимые с возведением самого жилого здания.
Под открытым небом
Покупатели премиального жилья были готовы платить за комфорт, а вот в ЖК других категорий места в паркингах спросом не пользовались, поэтому подавляющее большинство комплексов эконом- и комфорт-классов в 2000-х строили в лучшем случае с открытыми местами для парковки. А то и вовсе без специально отведенных для этого участков.
Это привело к тому, что первые проекты комплексного освоения территории напоминали одну большую парковку с вкраплениями жилья. Обитателям этих микрорайонов и теперь приходится буквально протискиваться между автомобилями, а водителям — наматывать круги в поисках вожделенного свободного пятачка для «железного коня». Такая ситуация до сих пор сохраняется на Парнасе, в Шушарах, в Парголово и других районах массовой застройки.
Не лучше выглядят и так называемые «точечные» проекты — когда новый дом возводится на небольшом свободном участке в уже сложившемся квартале. Плотность населения здесь возрастает, вместе с ней число автомобилей, а территория, пригодная для парковки, наоборот, сокращается. Уплотнительная застройка стала настоящим бичом 2000-х, создав в отдельных кварталах города проблемы, которые не удается решить по сей день.
Дворы для машин
В 2014 году были приняты региональные нормы градостроительного проектирования. В соответствии с ними в петербургской новостройке на каждые 80 м2 жилья должно приходиться одно машиноместо — иначе госкомиссия ее не примет. Если рядом уже есть крытый паркинг, то норматив можно немного уменьшить.
Отчасти эта мера сработала: застройщики были вынуждены строить подземные или наземные многоуровневые паркинги. Однако это не решило проблему забитых автомобилями дворов. Ведь одно дело построить автостоянку, другое — продать машиноместа в ней. Многие девелоперы продавали их даже ниже себестоимости или предлагали как бонус при покупке крупногабаритных квартир. Но массового покупателя сложно убедить дополнительно выложить из кармана как минимум 300 тыс. рублей за возможность держать свою «ласточку» в тепле, если он рассчитывал оставлять ее под окнами. Особенно когда дом еще строится, и масштаб будущей проблемы не очевиден.
Продать хотя бы половину мест в паркинге ЖК категории «комфорт» и тем более «эконом» — большой успех. Итог — пустующие машиноместа в паркингах, забитые дворы и уличные проезды вокруг жилых домов. От чего страдают как сами водители, часами выискивающие, куда поставить машину, так и их «безлошадные» соседи, которым приходится лавировать между транспортными средствами.
Дворы для людей
Примерно три-четыре года назад в моду стала входить концепция «двор без машин». Она дает возможность убить сразу двух зайцев: благоустроить двор, высадив деревья, разбив клумбы, оборудовав спортивные и детские площадки, — и убедить собственников все же раскошелиться на паркинг. При таком подходе новоселам не удастся держать личный транспорт под окнами, значит, контролировать сохранность авто трудно.
Нововведение постепенно все дальше разводит друг от друга категории жилья «комфорт» и «эконом». Для нынешнего комфорт-класса свободный от машин, безопасный, благоустроенный двор стал весомым конкурентным преимуществом. Современный покупатель осознает, что комфорт стоит денег, и готов платить их, в частности, за возможность цивилизованно хранить свое транспортное средство.
Подробнее о концепции «двор без машин» мы расскажем в следующем материале.
Источники фото: wikimapia.org, lifedeluxe.ru, spb.cian.ru, smartik.ru.