ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Понятие аддикции.
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Понятие аддикции.
В течение последнего пятнадцатилетия на постсоветском пространстве активно формируется новое направления в психологии, которое названо аддиктологией - наукой об аддикциях. Одной из основных особенностей аддиктологии является объедине различны используемых ею парадигм. К ним относятся социопсихологическая, биомедицинская, культуральная, педагогическая, юридическая, спиритуальная и др. Каждая из парадигм включает свойственные ей модели, гипотезы и теории.
Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко, аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность - это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.
Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность, отношения с другим субъктом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер. О болезненности этих способов избавления от психологического дискомфорта свидетельствуют следующие признаки:
· Компульсивное, неконтролируемое и малоосознаваемое стремление к повторению избранного способа поведения;
· Социальная дезадаптация;
· Аутодеструкция (психическая и биологическая).
Классификация аддикций.
Существует несколько классификаций зависимого поведения, в основе большинства из них лежит вид аддиктивного агента (объекта, вида деятельности, отношения), посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности. По нашему мнению, наиболее полной и исчерпывающей является классификация (основанная на том же принципе), предложенная Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой в книге «Психосоциальная аддиктология». Все виды аддикций здесь разделяются на две большие группы: химические и нехимические, выделяется также промежуточная группа, объединяющая в себе свойства первой и второй.
Классификация аддикций (Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой):
1. Нехимические адикции:
гэмблинг (страсть к азартным играм),
интернет-аддикция,
любовная аддикци,
сексуальная аддикция,
аддикция отношений (созависимость),
работогольная аддикция,
шопинг (аддикция к трате денег),
ургентная аддикция и т.д.
2. Химические аддикции:
алкоголизм,
наркомания и токсикомания.
3. Промежуточная группа:
аддиктивное переедание,
аддиктивное голодание.
Следует понимать, что приведенная выше классификация также несовершенна, т.к. аддиктивный агент, к примеру, в группе нехимических зависимистей действительно не является веществом, но его одновременно нельзя назвать однородным: в случае гэмблинга и шопинга – это деятельность, в случае созависимости или любовной аддикции – это прежде всего отношения с другим субъектом, которые включают, разумеется, и деятельность по реализации этих отношений.
Тем не менее, основными психологическими признаками любой зависимости является триада:
- обсессивно-компульсивное мышление, когда речь идет о предмете зависимости (об алкоголизме, наркотиках);
- отрицание как форма психологической защиты;
- утрата контроля.
Здоровье и аддиктивное поведение.
Выше уже говорилось о том, что одним из основных признаков аддикции является аутодеструктивное поведение аддикта и его дезадаптация. Аддикция – болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Более того, аддикция – смертельная болезнь. Последнее утверждение не вызовет сомнений, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании). Последствия злоупотребления ПАВ очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти. Проявления аддиктивного поведения касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.
У аддикта нарушена самооценка, он неадекватно воспринимает реальность, а, следовательно, неадекватно на неё реагирует. Аддикт не в состоянии заботиться о себе, он не осознает своих чувств (которые обычно представлены у него в виде смутного сгустка тревоги, вины и стыда), не осознает своих потребностей и проблем, он не умеет решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, он не может строить близкие, доверительные, глубокие полноценные отношения с другими людьми (близкими людьми, семьей, и вообще с социумом).
Аддикт практически постоянно живет в стрессе, ему свойственны болезни, вызванные стрессом. Это психосоматические нарушения такие как: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная дистония, астма, тахикардия, аритмия, нарушения обмена веществ, соматические болезни, связанные с бессистемным голоданием, либо обжорством и др.
Нехимические аддикты легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов, ибо зависимости имеют свойство трансформироваться из одного вида в другой, также несколько видов зависимости могут существовать параллельно. Например, работогольная аддикция часто и легко трансформируется в алкогольную; любовные аддикты (чаще женщины) часто имеют параллельно с этой проблемой еще и нарушения пищевого поведения (аддиктивное обжорство или аддиктивное голодание), либо страдают шопоголизмом; гэмблинг и ургентная зависимость часто тоже переходят в алкоголизм, либо с ним сочетаются.
В сфере психического здоровья достаточно частыми бывают следующие нарушения:
-депрессии,
-неврозы,
-суициды и др.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ.
1. Диагностический этап.
Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:
-повышенная тревожность,
-низкая стрессоустойчивость,
-неустойчивая я-концепция,
-низкий уровень интернальности,
-неспособность к эмпатии,
-некоммуникабельность,
-повышенный эгоцентризм,
-низкое восприятие социальной поддержки,
-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,
-направленность на поиск ощущений,
-стремление к социальному одобрению,
-высокие показатели по шкале алекситимии,
-высокие показатели по шкале депрессивности
-агрессивность и др.
Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик.
Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям.
Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:
Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.
Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»
Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.
2. Информационно-просветительский этап.
Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:
-психо-сексуальное развитие,
-культура межличностных отношений,
-технология общения,
-способы преодолевания стрессовых ситуаций,
-конфликтология,
-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы: родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.
3. Развивающе – коррекционный этап.
Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.
Прежде всего, следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – можно однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые).
Второй значимый источник информации – результаты диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.
Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это, прежде всего, тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций,
У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.
Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.
Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что главная задача – вытащить в центр сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.