Найти тему

Спустя 25 лет я опять вылез из Шаб-Ниггурат.

Вот опять и всё.
Вот опять и всё.

25 лет назад я впервые увидел Quake. Наверное, это не совсем классическое ревью игры, но рассказать о ней мне хочется почему то именно в этом ключе. Благо новый патч, это лучшее что случалось с первым Quake, помимо его выхода за всю его историю. Как и у многих детей 90-ых, у меня не было своего компьютера, и играть я ходил к своему другу, благо у которого был не плохой 486-ой, и, как полагается, продавцы железа установили туда всякую софтину, дабы не было совсем скучно. Сначала там был Doom 2, в который мы яростно рубились, поначалу под звон PC-спикера, а потом и под напевы Sound Blaster'a. В один прекрасный/ужасный (это как посмотреть) день, на дискете в этот компьютер был притащен вирус, и весь накопленный непосильным трудом софт был сожран зловредным кодом, после чего комп спешно отнесли к продавцам, и те снисходительно поворчав, форматнули заразу, и закачали софт по новой. Был там малоприятный Final Doom, и какая то странная игра Quake.

Первый уровень. Проходили мы его тогда на "тракторе", т.е. целиком на клавиатуре, мышка казалась непонятным ненужным рудиментом.
Первый уровень. Проходили мы его тогда на "тракторе", т.е. целиком на клавиатуре, мышка казалась непонятным ненужным рудиментом.

Игра была запущена и я просто ошалел от увиденного. Мрачные, приглушенные цвета, ревущие монстры и конечно же графика. Она была полностью трехмерной. Дождавшись, когда друг даст мне сесть за штурвал (клавиатуру) сего космолета, я начал во все глаза рассматривать этот странный мир. Я четко помню момент когда я встал на мосту, над водоемом одних из первых уровней и просто вертел головой (вертеть головой нужно было с помощью кнопок Page Up/Page Down), осматривая полностью трехмерный мир. Здесь были трехмерные выстрелы, даже пламя факелов было трехмерным, были трехмерные враги, божественное несущееся в даль мрачное холодное небо. Я был поражен до глубины души. Друзья мне говорили - что да, мол, красиво, но игре не хватает яркости, Doom все таки им нравится больше, но в тот момент я искренне полюбил эту игру.

В этой игре - этих монстров по настоящему начинаешь опасаться. Злобные, быстрые, перемазанные в кровище, зубастые и с длинными когтями. Когда Fiend рубил лапищами, натурально мясо летит во все стороны.
В этой игре - этих монстров по настоящему начинаешь опасаться. Злобные, быстрые, перемазанные в кровище, зубастые и с длинными когтями. Когда Fiend рубил лапищами, натурально мясо летит во все стороны.

Опять таки, не правильно в таком формате писать ревью на игры, но вернусь еще на десятилетие раньше. В 1986 году, батя принес самодельный компьютер, который собрал нам дядя - назывался он РК-86, графика там была символьной - ну т.е. буквально на экране бегали буквы и цифры изображающие что то. Развлечение не плохо в семье зашло и далее, в магазине "Электроника" был приобретен могучий БК-0010-01, с нормальной графикой, о 16 цветах, а дальше уже понеслось. ZX-Spectrum, Dendy/NES, Sega Mega Drive. И вот, сейчас, в 2021 году, пройдя переиздание первой Кваки, оценивая те 10 лет - я думаю на сколько диким был этот скачок для ребенка. От символов к трехмерной графике, и вот я стою на мосту и осматриваю трехмерный, мрачный мир.

Онлайн жив, это даже удивительно для игры 25 летней давности. Пройти со страждущими в кооперативе? Есть такие. Начистить друг другу физиономии ракетами - то же, пока еще есть.
Онлайн жив, это даже удивительно для игры 25 летней давности. Пройти со страждущими в кооперативе? Есть такие. Начистить друг другу физиономии ракетами - то же, пока еще есть.

Quake 1 - это эпоха. В России девяностых и начала нулевых, со своим оттенком, но эпоха. Я помню как в газете Спид-Инфо читал чью то колонку, про то как автор бодро играет по сети, бегает по улицам, неизведанного города, и мочит выскакивающих живых соперников. Хочется, заорать, "вдумайтесь!", просто по тому где я это читал, не в специализированной игровой литературе, а в газете с очень специфичным контентом. Я мечтал хоть разок сыграть по сети. Потом другой мой друг потащил меня в первый компьютерный клуб, в нашем славном городе Чебоксары, и мне пришлось осваивать игру с мышкой, и рубились мы там уже в Quake 2, были там и местные отцы, и школота, и секретные конфиги от мастеров, как много можно было получить за 10 руб. в час. Затем история сделала еще один шаг назад и мы прознали про Секретный Телефонный Номер, на который можно было дозвониться, и поиграть по модему по сети в первый Quake. Надо отметить что сервер был прикручен к чувашскому телефонному оператору, и сдается мне, не особо легален, но это было не важно. Мы сидели у друга ночами и с воем счастья лупили из гнусных ракетометов по живым соперникам. Как известно - хорошо быть молодым, веселым и счастливым.

Ох уж эти огры. Надо же было создать таких бесячих противников. Во все стороны летят гранаты, вблизи тут же начинает визжать бензопила. Кстати, видно как аккуратно улучшили модель, немного, чуть чуть, дабы не портить атмосферу. Например при виде сбоку - у огра из нижней челюсти торчат клыки.
Ох уж эти огры. Надо же было создать таких бесячих противников. Во все стороны летят гранаты, вблизи тут же начинает визжать бензопила. Кстати, видно как аккуратно улучшили модель, немного, чуть чуть, дабы не портить атмосферу. Например при виде сбоку - у огра из нижней челюсти торчат клыки.

Первый Quake я давно хотел перепройти. Я сделал это когда то давно, наверное как раз лет 25 назад. Но меня все время останавливали все эти геморройные заморочки - с неофициальным патчами, что то надо прикрутить, что то поднастроить. Знаете, стал старый, ленивый. Но в душе сидело это желание - пройти его как в детстве, но уже полноценно, вдумчиво, погрузившись в эстетику этого мира, наверное действительно и правильно так будет сказать - Темного Фэнтези. И вот вышел этот патч, и я уже одолел на Кошмаре оригинальную компанию, и в полном восторге, и не думаю останавливаться. Чем мне нравится патч? Он ОЧЕНЬ аккуратный, он не портит ни визуальный ряд, ни, скажем так, эстетику старой игры. Он сделан с уважением и любовью - и за это, уже отдельный респект и уважуха (так говорили раньше). Я очень не люблю когда из старой игры пытаются собрать какое то напомаженное чудище, зачем? Это старая игра, она не станет лучше, это может быть прикольно только как эксперимент, но не как цельный полноценный продукт. Аккуратно улучшили модельки, чуть добавили в освещении моментов, которые делают лучше (именно лучше!), играя местами тенями монстров. Играю, лично я, кстати, без сглаживания. Так лучше, поверьте, игра ощущается куда более... Резкой.

Далее, исходя из этого - механика игры. Это как Super Mario Bros. среди шутеров. Механика незатейлива, и в то же время она работает, поверьте. Игра, кстати, на мой взгляд, по современным меркам очень простая, и ей это только на пользу. Атмосфера - наконец то я играю под саундтрек Nine Inch Nails. Отдельно слушать - я пробовал, не зашел, но как же оно хорошо вместе с игрой. Мрачность, тяжесть атмосферы - ощущаешь каждой фиброй души.

Ачивки. Вздохнув я понял что буду теперь их выбивать. Впереди еще тучи всего того что хочется попробовать. Мультплеер, новые эпизоды, попытаться не дать гремлинам отобрать у тебя пушку и прочее и прочее.

Этот патч - услада моей души. Спасибо всем причастным. Я даже титры до конца все просмотрел, хотя спустя 10 минут уже начал грустно подвывать. Кто не играл - смело пробуйте. Хотя бы поймете что было 25 лет назад.

Ну привет, Шаб-Ниггурат, ты же знаешь, что сейчас будет?
Ну привет, Шаб-Ниггурат, ты же знаешь, что сейчас будет?

Я очень надеюсь - что в Bethesda сделают выводы, и то что и старые игры можно вот так улучшать, и делать их играбельными на современных машинах. Мне - патч по сути пришел бесплатно, так коллекцию квак я прикупил давно, в не малой степени что бы пройти, наконец то Quake 2, который я то же патчил, проходил, и даже писал на него ревью, но это уже совсем другая история... Ах да, Bethesda... Точно. Ведь есть еще Quake 2...