В последнее время некоторые родители и психологи начали высказывать свои опасения по поводу воздействия аниме фильмов на психику и поведение детей. Проведя обзор аниме-фильмов, можно сказать следующее. Индустрия аниме заняла все возрастные ниши. Используются различные приемы привлечения аудитории, от детской до взрослой. Детская аудитория привлекается сказочными сюжетами, красивыми картинками, интересными приключениями, но в ряде фильмов наблюдаются смысловые «перевертыши». Например, в фильме "Ведьмина служба доставки» мы видим милую девочку, ее добрую маму, заботливого отца, их дом уютный, светлый дом, утопающий в цветах. В наших традиционных представлениях такие герои олицетворяют свет, добро, правду. Автор фильма их так и позиционирует, но тут мы узнаем, что мама и дочка – ведьмы. У нас взрослых происходит когнитивный (смысловой) конфликт, а у детей, с их формирующейся системой понятий о добре и зле, происходит закладка, представлений отличных от наших. Оказывается, то, что в традиционных народных сказках было олицетворением темных сил, является светом.
После сказочных, детских аниме ребенок постепенно переходит к подростковым сюжетам. В подростковых аниме, сексуально-эротический компонент сквозит повсюду: эротические позы, на экране постоянно мелькают девчачьи трусики, сваливаются платья и лифчики, оголяя грудь, парни как-бы случайно падают ни куда-нибудь, а на девушек, и лежат так столько, сколько необходимо зрителю, что бы он смог прочувствовать этот момент.
Активно используются темы сверхидей, спасения человечества, обладания сверхспособностями, холодящей душу магии, колдовства, демонических миров, перерождение людей в монстров. Лужи крови, гипертрофированно преувеличенные эмоциональные проявления в мимике, жестах, позах, сильная по эмоциональному воздействию музыка (исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известные, талантливые певцы, группы и композиторы), все это создает такую яркую, завораживающую виртуальную действительность, что реальная окружающая жизнь обесценивается. Ребенку, подростку она кажется бесцветной, не имеющей смысла.
Жанры аниме яой, юри и хентай это откровенное растление и ориентирование молодежи на гомосексуальные отношения как на норму. Данные культурно-ценностные установки раскалывают понятийный строй детей и взрослых, прокладывают между ними пропасть. Накопление в ментальном плане ребенка подобных «перевертышей» приводит к полному непониманию и неприятию традиционных ценностей и установок. Так намечается трещина в представлениях старшего и младшего поколения, которая со временем может разрастись в непреодолимую смысловую пропасть.
Мир аниме настолько отличается от привычного мира, что психика все время просмотра прибывает в стрессовом состоянии. Отзыв ребенка посмотревшего «Летающий корабль-призрак» еще в 1975 г.: «После просмотра фильма я вышла на улицу другим человеком. Первый раз за свои 10 лет мне было по настоящему страшно. Мне казалось, что сейчас из за ближайшего угла на меня кто-то броситься. Мир казался мне теперь непредсказуемым и жутким, а люди - коварными злодеями. Я шла домой в состоянии до этого мною никогда не испытываемом. Меня как будто стукнули огромным молотком по голове и расплющили. Теперь я знаю, что это называется психологическое оглушение. В таком состоянии я прибывала несколько дней. Мои родители не могли предположить такого эффекта, когда отпускали меня в кинотеатр посмотреть мультфильм. Само слово мультфильм в СССР было синонимом детства, положительных эмоций и поучительных историй. Для меня это был первый японский мультфильм».
Яркие, захватывающие необычные образы, все чрезмерно: цвет, эффекты, фантастические сюжеты. Вследствие этого человек уже не удовлетворяется тем реальным миром, который существует вокруг него. Он как наркоман жаждет снова испытать действие сильных впечатлений, стараясь находить все более мощные по воздействию фильмы. Такие эксперименты над психикой утомляют ее, но аниме имеет такую притягательную силу воздействия, с которой ребенок и подросток не может справиться. После просмотров он чувствует апатию, безразличие ко всему.
Аниме разрушает ментальную среду традиционных культур нашей многонациональной страны. Выхолащивает ценность реального мира, реальной жизни в нем.
Все-таки аниме-зависимость
Относя себя к периоду взросления в эпоху расцвета гранжа, но памятуя и о том, что до 1990-х были 1980-е, 1970-е и даже 1950-е, нельзя не отметить , что для каждого поколения характерны свои изюминки.
Субкультуры - это группа людей, объединенная специфическим мировоззрением и интересами, имеющими определенные ценностные компоненты, обычно предпочитающие выделяться опознавательными или демонстративными аксессуарами, одеждой, атрибутикой. В основном характерны для подростков и молодежи.
За период с 2016 по 2017 по вопросам преодоления аниме-зависимости ко мне обратились двадцать один человек. Из них с одним человеком работать я отказалась, ввиду особой клинической картины, сопряженной психиатрическим диагнозом.
Среди них большая часть подростки и молодые люди, учащиеся школ и студенты вузов.
В ряде случаев терапия продолжается по сей день. С аниме, несмотря на ряд негативных и резко критических оценок, не все так просто.
Проблема аниме-зависимости, которая проявляется в виде чрезмерного увлечения персонажами в ущерб живому общению с родителями, близкими, друзьями, а также сказывающееся на качестве успеваемости. Первоначально необходимо определить то количество времени, ежедневно уделяемого аниме. Так, юноша 8 класса, параллельно занимающийся в музыкальной школе по классу фортепиано, пришел на консультацию с мамой. "Посоветуйте, что делать? Все деньги карманные уходят на атрибутику, вдобавок стал прогуливать музыкальную школу. До увлечения аниме был живой, общительный, а теперь стал замкнутым".
В таких ситуациях необходим взвешенный и строго индивидуальный подход. Каждая ситуация должна быть проработана ювелирно, не упуская ничего из виду. Нельзя полностью перекладывать ответственность на японскую продукцию.
Ание - культура- это не просто специфическая японская мультипликация, это целая бизнес-индустрия со всеми вытекающими последствиями (рюкзачки в анимешном стиле, даже ручки и карандаши, как говорится, все схвачено).
Но вместе с этим, важно понимать и степень родительской ответственности.
Весьма тревожным симптомом становится эмоциональное напряжение подростка. Когда мама или папа отказывают в покупке очередного журнала или вещи, ощущается подавленность, раздражительность, агрессия.
Ну и наконец, самым сложным психологическим расстройством, сопровождающим аниме-зависимость, является деперсонализация личности, когда человек теряет связь с реальностью, растворяясь в иллюзорном мире фантазий аниме и часто идентифицирует себя с персонажем любимого фильма.
Эти тревожные симптомы говорят о необходимости обратиться к специалистам.
И нужно заметить, что многие мои коллеги видят выход не в подавлении воли человека ("сейчас я скажу и ты не будешь никогда смотреть эту дрянь"), а именно в разумном и тонком подходе. Многие ребята боятся именно потерять контакт с полюбившимся миром аниме и поэтому часто не желают даже идти на консультацию. В этом случае важны гибкость и деликатность.
Отмечу особо, что аниме - весьма разнообразная культура, а однобокое рассмотрение ее ведет к различного рода нарушениям между родителями и детьми. Важно понимать, что это часть общемировой культуры. Ее философский подтекст указывает на сложные вопросы этого мира с характерным восточным акцентом мудрости. Через аниме ребята интересуются Японией, ее культурой, религией, спецификой менталитета. Безусловно, зависимость может вызвать любое явление массовой культуры. Важно помнить о мере и мире в самом себе.