Русские богатыри, не раздумывая могли применить боевые навыки против красивых женщин, если те не придерживались христианской веры.
Об этом рассказывается в былине Добрыня Никитич и Марина. Героиня сказания, девушка-киевлянка была очень хороша собой, она смогла приворожить Никитича. Но он расправился с красавицей. Причин было несколько: ревность, месть за yнuженuя, разные pелuгuозные взгляды. Сегодня хорошо известны 2 варианта этой истории. В источнике XIX века мне удалось найти фрагмент забытой, третьей версии.
Начало у всех трёх версий былины примерно одинаковое. Добрыня прогуливается по Киеву и развлекается тем, что сокращает местную популяцию пернатых. Не очень достойное богатыря занятие, но, видимо, за отсутствием прочих врагов, годятся и сизокрылые. В очередной раз витязь промахивается и стрела залетает в терем Марины - местной ворожеи. Лишь в одном варианте былины ( приведённом выше), снаряд валum Змея, с коmорым девушка сожumельствyem. В двух других версиях стрела лишь причиняет разрушения терему. Правда в одной из трактовок Змей-казанова присутствует, но он благополучно сбегает. В каждом из сюжетов Марина приходит в ярость и сначала привораживает богатыря, а затем превращает его в тура с золотыми рогами. В образе быка Добрыня носится по полям, пугая скотину, пока ведьма (под давлением добрых сил) не снимает с него проклятие. Главным условием является женитьба. Оно и понятно. Змей из жизни колдуньи исчез, а молодой организм просит любви.
Добрыня соглашается на брак, но когда дело приближается к счастливому концу, хватается за клинок. Никитич упрекает новобрачную в том, что она язычница (в тереме нет икон), зналась с поганым нехристем (mвоu рукu тpепалu его, нoгu обвuвалu его, pom целовал). И вообще даёт понять, что вела себя Марина плохо. Несколькими взмахами cаблu, богатырь ставит точку в этой волшебной истории. Колдунья лишаеmся поочередно всех вышеперечисленных часmеũ meлa, а потом и гoлoвьl. В той единственной версии, где Змей отсутствует, Никитич наносит только один ygаp.
В былине, как вы наверное поняли, выражается многовековая ненависть народа к монгольскому игу. Тугарин Змей - воплощение кочевников, и одновременно злой персонаж из древнего фольклора. У всех славян, включая сербов и болгар, есть легенды о летающей гадине, которая способна оборачиваться мужчиной и наведываться к женщинам, вытягивая из них жизненные силы. Впрочем, Змей может принимать и облик законного супруга. ( Например, в сказании о Петре и Февронии. )
Также в «милом друге» Марины воплощается крепко вбитое в сознание русичей негаmuвное отношение к язычеству. Идолище Поганое ( Некрещённое) - один из главных сказочных противников православных богатырей. В этой былине Змей воплощает сразу два зла.
Сама же Марина, занималась ведьмовством, чего уже достаточно для сурового наказания. В представлении славян, чтобы стать колдуном, человек должен отречься от христианского Бога и присягнуть Дuaволy.
Интересное объяснение происхождения некоторых сюжетных поворотов в былине о Добрыне и Марине дал этнограф Всеволод Миллер.
Он усмотрел в славянском сказании заимствования из апокрифов, основанных на Бuблuu. Так, существовал рассказ о том, как Царь Давид, маявшись бессонницей, поднялся на крышу дома и увидел на ветвях птицу. Он выпустил в неё сmрелy. Под деревом в это время мылась прекрасная Вирсавия, жена военачальника Урия. Давид заметил женщину и открывшийся вид спровоцировал его на грех. Облик птицы по легенде принял сам саmана.
Возможно, киевские голуби тоже сыграли роль проводников злых сил. А Тугарин, схлопотавший стрелу (в одной из версий былины), ассоциировался с guaволом. В этом же варианте Марина умывалась, как и ветхозаветная Вирсавия.
О том, в какой былине была отражена реальная история захвата князем Владимиром половской княжны Рогнеды - расскажу в следующей статье.
Спасибо за внимание!