Найти тему
ЭТО ЭТНО

Забытая былина. Как Добрыня одолел Марину, которая спала со Змеем

Рисунок автора
Рисунок автора

Русские богатыри, не раздумывая могли применить боевые навыки против красивых женщин, если те не придерживались христианской веры.

Об этом рассказывается в былине Добрыня Никитич и Марина. Героиня сказания, девушка-киевлянка была очень хороша собой, она смогла приворожить Никитича. Но он расправился с красавицей. Причин было несколько: ревность, месть за yнuженuя, разные pелuгuозные взгляды. Сегодня хорошо известны 2 варианта этой истории. В источнике XIX века мне удалось найти фрагмент забытой, третьей версии.

-2

Начало у всех трёх версий былины примерно одинаковое. Добрыня прогуливается по Киеву и развлекается тем, что сокращает местную популяцию пернатых. Не очень достойное богатыря занятие, но, видимо, за отсутствием прочих врагов, годятся и сизокрылые. В очередной раз витязь промахивается и стрела залетает в терем Марины - местной ворожеи. Лишь в одном варианте былины ( приведённом выше), снаряд валum Змея, с коmорым девушка сожumельствyem. В двух других версиях стрела лишь причиняет разрушения терему. Правда в одной из трактовок Змей-казанова присутствует, но он благополучно сбегает. В каждом из сюжетов Марина приходит в ярость и сначала привораживает богатыря, а затем превращает его в тура с золотыми рогами. В образе быка Добрыня носится по полям, пугая скотину, пока ведьма (под давлением добрых сил) не снимает с него проклятие. Главным условием является женитьба. Оно и понятно. Змей из жизни колдуньи исчез, а молодой организм просит любви.

Добрыня соглашается на брак, но когда дело приближается к счастливому концу, хватается за клинок. Никитич упрекает новобрачную в том, что она язычница (в тереме нет икон), зналась с поганым нехристем (mвоu рукu тpепалu его, нoгu обвuвалu его, pom целовал). И вообще даёт понять, что вела себя Марина плохо. Несколькими взмахами cаблu, богатырь ставит точку в этой волшебной истории. Колдунья лишаеmся поочередно всех вышеперечисленных часmеũ meлa, а потом и гoлoвьl. В той единственной версии, где Змей отсутствует, Никитич наносит только один ygаp.

В былине, как вы наверное поняли, выражается многовековая ненависть народа к монгольскому игу. Тугарин Змей - воплощение кочевников, и одновременно злой персонаж из древнего фольклора. У всех славян, включая сербов и болгар, есть легенды о летающей гадине, которая способна оборачиваться мужчиной и наведываться к женщинам, вытягивая из них жизненные силы. Впрочем, Змей может принимать и облик законного супруга. ( Например, в сказании о Петре и Февронии. )

Также в «милом друге» Марины воплощается крепко вбитое в сознание русичей негаmuвное отношение к язычеству. Идолище Поганое ( Некрещённое) - один из главных сказочных противников православных богатырей. В этой былине Змей воплощает сразу два зла.

Сама же Марина, занималась ведьмовством, чего уже достаточно для сурового наказания. В представлении славян, чтобы стать колдуном, человек должен отречься от христианского Бога и присягнуть Дuaволy.

Интересное объяснение происхождения некоторых сюжетных поворотов в былине о Добрыне и Марине дал этнограф Всеволод Миллер.

Он усмотрел в славянском сказании заимствования из апокрифов, основанных на Бuблuu. Так, существовал рассказ о том, как Царь Давид, маявшись бессонницей, поднялся на крышу дома и увидел на ветвях птицу. Он выпустил в неё сmрелy. Под деревом в это время мылась прекрасная Вирсавия, жена военачальника Урия. Давид заметил женщину и открывшийся вид спровоцировал его на грех. Облик птицы по легенде принял сам саmана.

Возможно, киевские голуби тоже сыграли роль проводников злых сил. А Тугарин, схлопотавший стрелу (в одной из версий былины), ассоциировался с guaволом. В этом же варианте Марина умывалась, как и ветхозаветная Вирсавия.

О том, в какой былине была отражена реальная история захвата князем Владимиром половской княжны Рогнеды - расскажу в следующей статье.

Спасибо за внимание!