Дорогие читатели, близится новый учебный год. А мы давайте вспомним те эксперименты, которые ранее проводились за рубежом со школьными учителями. О чем могут свидетельствовать эти опыты?
Эксперимент первый
Школьным учителям раздавались пачки разнообразных фотографий детей младшего и среднего школьного возраста - девочек и мальчиков, веселых и озабоченных, озорных и серьезных. Педагогов просили выбрать из общей пачки фотографии тех детей, которые, по мнению учителей, являются хорошо и отлично успевающими (то есть вполне успешных).
Все учителя справились с этим заданием примерно одинаково. Даже число фотографий отобранных учеников было у всех плюс-минус одним и тем же. Общим фактором здесь было следующее: на отобранных фото были запечатлены обязательно внешне приятные, миловидные, симпатичные и красивые дети с правильными чертами лица и их пропорциями. Мимика лиц была социально одобряемой: выражение приветливости, улыбчивости или серьезности (без хмурости, агрессии или гримас). Ни одной фотографии ребенка, не обладающего такими внешними данными, отобрано не было.
Эксперимент второй
Учителям раздавались списки фамилий и имен реально обучающихся у них в данное время учеников, не имевших никаких сколь-нибудь заметных учебных успехов. Около некоторых произвольно выбранных экспериментаторами фамилий делались небольшие пометки. В них сообщалось, что по итогам серьезного психологического обследования данный школьник в ближайшее время готов сделать огромный позитивный рывок в обучении. Сроки "рывка" не сообщались.
Что интересно, через некоторое время именно эти ученики реально начинали учиться лучше.
Анализ итогов экспериментов
Обычно считают, что в первом опыте главную роль играли стереотипные представления учителей о "хорошем ученике". Конечно, профессия учителя - массовая, и на их мировоззрении отразилось бытование таких идей в обществе. Опыт работы с детьми позволил им "согласиться" с этими идеями. Хотя стереотипы, возможно, сузили представления о типичном "хорошем ученике", зато в подавляющем большинстве они исключали возможность профессиональной ошибки.
Во втором опыте может усматриваться как скрытое внушение со стороны психологов-экспериментаторов, так и создание ими у педагогов особой установки. Вера в то, что ученик вот-вот осуществит "рывок вперед", позволяла иначе выстраивать с ним отношения, иначе строить учебный диалог, иначе реагировать на его возможные ошибки или правильные выводы. Это еще раз подтверждает значимость педагогического оптимизма, на котором в свое время настаивал отечественный классик педагогики Антон Семенович Макаренко.
В любом случае, эти эксперименты позволили лучше понять и разносторонне узнать личность школьного учителя. Хотя, увы, сейчас принято относить образовательную деятельность к сфере услуг, личность учителя, как известно, отражается в личности его учеников и прямо содействует их культурному обогащению.
С наступающим 1-м сентября, дорогие учителя!