Найти в Дзене
Свет к свету

Внушение, стереотип, или? О чем говорят эксперименты с учителями

Оглавление

Дорогие читатели, близится новый учебный год. А мы давайте вспомним те эксперименты, которые ранее проводились за рубежом со школьными учителями. О чем могут свидетельствовать эти опыты?

Ребенок зевает во время урока. Фото взято из открытого источника в интернете. https://static.life.ru/posts/2016/09/899511/bff6c9f36f28b207c4a061048975bb78.jpg
Ребенок зевает во время урока. Фото взято из открытого источника в интернете. https://static.life.ru/posts/2016/09/899511/bff6c9f36f28b207c4a061048975bb78.jpg

Эксперимент первый

Школьным учителям раздавались пачки разнообразных фотографий детей младшего и среднего школьного возраста - девочек и мальчиков, веселых и озабоченных, озорных и серьезных. Педагогов просили выбрать из общей пачки фотографии тех детей, которые, по мнению учителей, являются хорошо и отлично успевающими (то есть вполне успешных).

Все учителя справились с этим заданием примерно одинаково. Даже число фотографий отобранных учеников было у всех плюс-минус одним и тем же. Общим фактором здесь было следующее: на отобранных фото были запечатлены обязательно внешне приятные, миловидные, симпатичные и красивые дети с правильными чертами лица и их пропорциями. Мимика лиц была социально одобряемой: выражение приветливости, улыбчивости или серьезности (без хмурости, агрессии или гримас). Ни одной фотографии ребенка, не обладающего такими внешними данными, отобрано не было.

Примерно так выглядел среднеарифметический отобранный учителями по фотографии "хороший ученик". Фото взято из открытого источника в интернете. https://cdnimg.rg.ru/img/content/137/01/68/Depositphotos_2762738_m-2015_d_850.jpg
Примерно так выглядел среднеарифметический отобранный учителями по фотографии "хороший ученик". Фото взято из открытого источника в интернете. https://cdnimg.rg.ru/img/content/137/01/68/Depositphotos_2762738_m-2015_d_850.jpg

Эксперимент второй

Учителям раздавались списки фамилий и имен реально обучающихся у них в данное время учеников, не имевших никаких сколь-нибудь заметных учебных успехов. Около некоторых произвольно выбранных экспериментаторами фамилий делались небольшие пометки. В них сообщалось, что по итогам серьезного психологического обследования данный школьник в ближайшее время готов сделать огромный позитивный рывок в обучении. Сроки "рывка" не сообщались.

Что интересно, через некоторое время именно эти ученики реально начинали учиться лучше.

Школьницы. Фото взято из открытого источника в интернете. https://ld-wp.template-help.com/wordpress_prod-14627/v2/wp-content/uploads/2017/05/post-7.jpg
Школьницы. Фото взято из открытого источника в интернете. https://ld-wp.template-help.com/wordpress_prod-14627/v2/wp-content/uploads/2017/05/post-7.jpg

Анализ итогов экспериментов

Обычно считают, что в первом опыте главную роль играли стереотипные представления учителей о "хорошем ученике". Конечно, профессия учителя - массовая, и на их мировоззрении отразилось бытование таких идей в обществе. Опыт работы с детьми позволил им "согласиться" с этими идеями. Хотя стереотипы, возможно, сузили представления о типичном "хорошем ученике", зато в подавляющем большинстве они исключали возможность профессиональной ошибки.

Во втором опыте может усматриваться как скрытое внушение со стороны психологов-экспериментаторов, так и создание ими у педагогов особой установки. Вера в то, что ученик вот-вот осуществит "рывок вперед", позволяла иначе выстраивать с ним отношения, иначе строить учебный диалог, иначе реагировать на его возможные ошибки или правильные выводы. Это еще раз подтверждает значимость педагогического оптимизма, на котором в свое время настаивал отечественный классик педагогики Антон Семенович Макаренко.

Личность учителя, как известно, отражается в личности учеников. Фото взято из открытого источника в интернете. https://legkovmeste.ru/wp-content/uploads/2019/09/post_5d6c1a414891c.jpg
Личность учителя, как известно, отражается в личности учеников. Фото взято из открытого источника в интернете. https://legkovmeste.ru/wp-content/uploads/2019/09/post_5d6c1a414891c.jpg

В любом случае, эти эксперименты позволили лучше понять и разносторонне узнать личность школьного учителя. Хотя, увы, сейчас принято относить образовательную деятельность к сфере услуг, личность учителя, как известно, отражается в личности его учеников и прямо содействует их культурному обогащению.

С наступающим 1-м сентября, дорогие учителя!