Найти в Дзене
BlackTyres

5W-40 или 10W-40: жиже или гуще, какое масло лучше в 2021 ?

Оглавление

Вязкость по SAE одна из самых важных характеристик моторного масла, так как именно она отвечает за текучесть состава в низкие и крайне высокие температуры внутри мотора.

-2

Мы сравним и разберем два типа вязкости – 5W-40 и 10W-40 и решим, какое масло лучше подходят для всесезонной эксплуатации.

О чем говорят цифры

5W-40 и 10W-40 – символы знакомые многим. Это данные американской автомобильной индустрии, или SAE (Society of Automotive Engineers), признанные практически всеми мировыми производителями. Непричастному они ничего не скажут, но знающий автомобилист с первого взгляда определит, что перед ним всесезонное масло, эффективное и в мороз, и при крайних температурах разогрева двигателя (100 ºС и выше).

-3

Расшифруем цифры. Маркировка состоит из двух частей:

  • 0W, 5W, 10W и др. отвечают за минимальную температуру, для которой создано масло (W, или winter, – зима). Ниже этого порога состав начинает кристаллизоваться, хуже течь и становится практически бесполезным. Эта характеристика важна в условиях пуска после ночи на морозе. Для полностью прогретого двигателя она уже не актуальна.
-4

Самыми морозостойкими являются масла с вязкостью 0W-40 (-40 ºС), 5W-40 (-35 ºС) и 10W-40 (-30 ºС).

  • 20, 30, 40 и т.д. после дефиса отвечают за вязкость в условиях полностью разогретого мотора, когда температура внутри доходит до 100 ºС и даже превосходит ее. Здесь все наоборот – при высоких температурах летом масло становится чересчур жидким, портится, начинает угорать и провоцировать утечки.

Однако...

Не стоит доверять этим данным на все 100%, так как они довольно условные. Чтобы точно определить для каких условий подходит масло, нужно заглянуть в его техпаспорт, сориентироваться в индексах API, ACEA, а также свериться с рекомендациями производителя автомобиля.

О том, как правильно выбирать моторное масло, мы писали в отдельной статье.

Какое масло лучше зимой – 5W-40 или 10W-40?

Индекс SAE говорит нам вполне определенно – 5W-40 или 10W-40 отличаются друг от друга именно вязкостью в холодном двигателе. Полезные качества в горячей системе нет особого смысла сравнивать – она у них обоих в среднем на уровне +40 градусов температуры окружающей среды. Точнее уточняйте в техпаспорте конкретного состава – там вы найдите рекомендуемые данные о температуре вспышки, застывания, кинематическую вязкость и т.д.

-5

В условиях холодного пуска масло 5W-40 подготовлено очень неплохо – оно сохраняет текучесть и с легкостью смазывает коленчатый вал и пропускается масляным насосом при температуре до -35 ºС. Бесперебойный пуск на холодную пройдет при температуре в -30 градусов. В среднем диапазон гарантированной работы проходит с +35 ºС до -35 ºС. Если вы житель средней полосы России, то именно на эту вязкость вам нужно ориентироваться.

Масло с 10W-40 тоже неплохо справляется с умеренным климатом, но все же оно хуже приспособлено к морозам. Текучесть у него сохраняется до температуры -30 град, запуск мотора без проблем произойдет при температуре минимум в -25 град. За счет повышенной вязкости это моторное масло имеет небольшое преимущество в работе при высокой температуре.

-6

При этом не стоит думать, что если взять масло с вязкостью намного больше или меньше, чем нужно, то вы от этого что-то выиграете. Излишняя вязкость означает толстую защитную пленку, из-за которой мотор начнет перегреваться. Масло с высокой текучестью при повышенной температуре превратиться практически в воду, а значит, начнет расходоваться на угар и провоцировать утечки.

Однако это все в теории!

Главный практический совет для всех и каждого – выбирать масло, ориентируясь на рекомендации производителя автомобиля и только на них. Комплект присадок разрабатывается под нужды конкретного двигателя, в моторах посторонней конструкции правильная работа никем не гарантируется. Вы можете выбирать между 5W-40 и 10W-40 только в том случае, если производитель автомобиля рекомендует заливать оба.

Лучшие масла с индексом 5W-40 мы уже отбирали в нашем прошлом рейтинге.

Что лучше для автомобиля с пробегом?

Автомобиль с пробегом более 100 тыс. км, требует особого ухода, а значит, особого масла. Вызвано это тем, что в старом двигателе детали уже разболтаны, зазоры между ними стали шире, не говоря уже о застарелых загрязнениях. Поэтому для подержанных автомобилей рекомендуется выбирать более густое масло – 10W-40. За счет густоты оно решит проблему утечек и не будет угорать.

Для старого двигателя лучше выбирать масло погуще
Для старого двигателя лучше выбирать масло погуще

У более густого масла есть одна проблема – это повышенная нагрузка на коленчатый вал, масляный фильтр и другие элементы. Насколько ваш двигатель сможет без проблем справиться с таким маслом – ищите рекомендации в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Не забывайте!

Прежде чем заливать новое масло в старый мотор, неплохо бы для начала очистить его от застарелого нагара и прочих загрязнителей специальным промывочным маслом.

О том, какое из них самое лучшее, читайте в нашей прошлой статье.

Что будет при смешивании масел 5W-40 и 10W-40?

На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, категорического запрета смешивать масла с разной вязкостью нет (если они одного производителя и типа). Все они проходят испытания на получение сертификата API, так что базовый состав, к примеру, синтетических масел примерно одинаковый. Так что едва ли в двигателе при смешивании возникнет какая-то особо гремучая смесь, которая доведет его до капитального ремонта.

Смешивать масла можно, но нежелательно
Смешивать масла можно, но нежелательно

С другой, точный состав масел не указывается даже в техпаспорте – это строжайшая тайна любой фирмы. Смешение двух неизвестных вам составов едва ли приведет к чему-то хорошему. Внутри двигателя при смешивании 5W-40 и 10W-40 произойдет химическая реакция, за последствия которой никто не поручится. Возможно все обойдется, но также не стоит сбрасывать со счетов то, что мотор отплатит вам повышенным расходом и износом.

Помните, что меньше риска навредить работе своего автомобиля, если вы используете масла одного производителя и того же типа (синтетическое с синтетическим, минеральное с минеральным) – комплект присадок и технология производства у них схожая.

Если срочно нужно заводить автомобиль и ехать, а вы обнаружили недостаток масла, делать нечего – остается только лить то, что есть под рукой. В конце концов, это гораздо лучше сухой работы, которая наверняка «убьет» двигатель очень быстро. Но сразу имейте в виду, что в целях безопасности ездить с «миксом» долго не стоит. Как можно быстрее записываемся на замену масла в автомобиле и проходим полный цикл, не забывая поменять масляный фильтр.

Записывайтесь на услугу замены масла у профессионалов.

Можно ли безболезненно перейти с масла одной вязкости на другое?

Вопрос смены масла также часто вызывает вопросы из-за того, что остатки отработанного состава остаются на стенках цилиндров и при заливке нового масла они неизбежно смешаются.

Меняйте масло каждые 7-10 тыс. км и вам не нужно будет беспокоиться о вреде смешения жидкостей
Меняйте масло каждые 7-10 тыс. км и вам не нужно будет беспокоиться о вреде смешения жидкостей

Нужно предварительно провести очистку полостей двигателя с помощью специального промывочного масла и только потом заливать новое моторное. Но даже промывка специальным составом не всегда помогает вымыть из мотора старую отработку, где-то 5% масла ее все же останется на стенках. Тут уже ничего не поделаешь, в небольших объемах они смешаются в любом случае.

Опасно ли это? Едва ли. Если вы тщательно соблюдаете график смены масла каждые 7-10 тыс. км, то нечего волноваться о том, что в двигателе начнутся химические реакции с непредсказуемым результатом. Просто соблюдайте допуски и пользуйтесь маслами от одного производителя – если старое масло Shell, то и заливайте состав от Shell, пусть даже у него будет иной индекс SAE.

Хорошие моторные масла Shell, а также от других высококлассных производителей ищите в проверенных и сертифицированных магазинах. Если допуски позволяют, в зимнее время в городских условиях класс вязкости можно немного снизить, взяв 5W-30 или 10W-30 вместо 40, чтобы немного снизить расход топлива в автомобиле. Выбирайте масло 5W-30 или 5W-40 и другие допуски под ваши характеристики.

Ставьте 👍, если понравилась статья, и подписывайтесь ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. И обязательно расскажите в комментариях о том, состав какой вязкости вы сейчас используете и приходилось ли вам его менять.

Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!