Сегодня - заключительная часть истории создания барражирующего боеприпаса "Файр Шэдоу" и оценка этого проекта.
В заключение отметим, что командование британской Армии все же не стало, как принято говорить, складывать яйца в одну корзину и наряду с разработкой «Файр Шэдоу» осуществило также ряд мероприятий, направленных на создание других высокоточных средств поражения.
В частности, положениями упоминавшейся уже выше программы IFPA, в результате реализации которой был создан барражирующий боеприпас типа «Файр Шэдоу», было намечено использование и – при необходимости – совершенствование 155-мм управляемых артиллерийских боеприпасов, представлявших собой аналог американского активно-реактивного снаряда XM982 «Экскалибур» (Excalibur), либо самонаводящихся артиллерийских боеприпасов типа немецкого снаряда SMArt 155, снаряженного двумя самоприцеливающимися суббоеприпасами с комбинированными датчиками (инфракрасный двухдиапазонный и радиолокационный каналы), предназначенных для орудий ствольной артиллерии, а также управляемых вариантов артиллерийских боеприпасов для реактивных систем залпового огня.
В последнем случае речь, в частности, шла о реактивном снаряде XM31 GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) с осколочно-фугасной боевой частью и тактических или оперативно-тактических ракетах (таких, например, как американская система управляемого ракетного оружия ATACMS – от Army Tactical Missile System).
Лишь комплексное использование таких средств поражения, по мнению командования британских Сухопутных войск, позволяло обеспечить армейским подразделениям высокие боевые возможности не на словах, а на деле.
Оценка проекта
В целом руководство Министерства обороны Великобритании и командование британских Сухопутных войск сделали в начале 2000-х годов вполне правильные выводы о том, что боевой потенциал армейских подразделений можно существенно нарастить – причем достаточно быстро и не используя для этого значительные финансовые и промышленные ресурсы – за счет массовой поставки в войска таких высокоточных средств поражения, как барражирующие боеприпасы.
Причем работы в этом направлении британскими военными были развернуты практически сразу после обработки результатов соответствующего исследования, проведенного специалистами Министерства обороны страны.
Активный отклик нашла эта задумка и у промышленников, причем сразу в нескольких странах мира, которые предложили свои варианты перспективного боеприпаса, способного, по их мнению, удовлетворить требованиям заказчика.
Однако затем, как представляется, в данной программе наступил определенный застой, в результате чего полноценные испытания опытного образца начались только в 2010-2011 годах, т.е. фактически спустя 5-6 лет после старта активной, проектной фазы рассматриваемой программы.
Впрочем, даже на момент поступления в опытную эксплуатацию Королевских сухопутных войск Великобритании и начала поставок серийных образцов в войска, что произошло, как уже отмечалось, в 2012 году, барражирующий боеприпас типа «Файр Шэдоу» все еще представлял собой достаточно современный образец вооружения данного класса и в действительности мог существенно повысить огневые возможности подразделений британских Сухопутных войск.
Пусть и на ограниченный период времени.
Однако, на взгляд автора данного материала, в конечном итоге достаточно существенная временная задержка с разработкой данного барражирующего боеприпаса и, самое главное, неверный выбор его размерности – слишком большие массогабаритные характеристики, не позволяющие широко использовать его пехотными подразделениями для оперативного поражения целей противника в ходе обороны и наступления – и способа его старта – с использованием громоздкой буксируемой рельсовой пусковой установки, требующей значительных наряда сил и времени для ее перевозки и установки перед стрельбой (добавим, что применение в таких системах вооружения рельсовой пусковой установки уже несколько лет как стало настоящим анахронизмом), – привели к тому, что «Файр Шэдоу» в сравнительно короткие сроки просто утратил свои былые преимущества.
Недостатком данного барражирующего боеприпаса также можно считать слишком малую массу его боевой части, особенно в свете его достаточно большой стартовой массы.
Война нового поколения потребовала от барражирующих боеприпасов небольших массы и размеров, позволяющих личному составу без проблем своими силами переносить их и оперативно применять по противнику, тогда как задачу поражения более крупных целей или же выполнения атаки из режима длительного патрулирования сегодня наиболее эффективно решают разведывательно-ударные беспилотники, такие, например, как американские MQ-9 «Рипер» (Reaper, в переводе с английского – «Жнец»), а также крылатые ракеты различного типа базирования и с различными массогабаритными характеристиками (вплоть до ракет большой дальности).
В общем, говоря простым и понятным языком, «Огненная тень» просто-напросто морально устарела, перестав соответствовать требованиям, предъявляемым в настоящее время к образцам высокоточного вооружения такого класса.
Впрочем, свой яркий след в мировой истории барражирующих боеприпасов «Файр Шэдоу» все же оставил.