Заволочье – далекий край среди тайги, рек и болот. Добраться в эти места было крайне непросто. Только в 21 веке построили автодорогу. Изоляция от внешнего мира помогла сохранить эти места не тронутыми цивилизацией.
Старина и традиции сохраняются по сегодняшний день. Например, незнакомца не пускают в свой дом, а по ночам не ходят в баню. Чтобы увидеть все своими глазами, поехал на Пинежье, в один из далеких уголков Архангельской области. Путь туда предстоит через сотни километров грунтовок, несколько понтонных переправ и пару паромов, если повезет, конечно, потому что часть времени года местность отрезана от большой земли реками и бездорожьем.
Так добрался до реки Пинега. Неширокая и небольшая река напоминает реку Вага по размерам, но старины по её берегам значительно больше. Река Пинега переводится как «малая река», а по другой версии от чудского племени «пинь». Образуется от двух речек Белой и Черной и дальше бежит 779 км до Северной Двины. Мы же проехали только небольшой участок в пару сотен километров. Природа с того времени не так сильно поменялась и это радует.
Заволочье расшифровывается очень просто: за волоком. Новгородцы ходили на Камень, то есть на Урал, а недалеко от современного поселка Пинега был волок в Кулой, где переволакивали лодки 4 км.
Новгородцы осваивали Заволочье, вытесняя местные племена чуди. На этих землях жила чудь белоглазая, которая оборонялась от новгородцев, строя земляные крепости. Остатки валов и городищ можно найти и в наше время.
Когда оборону держать было невозможно, чудь убегала в лес или подрубала под землянками опоры, в результате обрушения всех засыпало. Может поэтому появилась легенда, что чудь ушла под землю.
В 15 веке новгородцев потеснили москвичи. Столицей Пинежья в то время стал Кевроль-град. В Заволочье люди уходили жить подальше от государства, бежали крестьяне на вольные хлеба и опальные бояре от Ивана Грозного. Места далекие, государству за всем не уследить и не добраться.
Непроходимые леса, топкие болота, широкие реки, царство гнуса помогли сохранить Пинежье настоящим до недавнего времени. Многое из старины ушло в прошлое. Старинные избы разрушаются, деревянных церквей остались единицы, мельницы ни одной нет, хотя раньше они стояли десятками на околице деревень.
Даже глухие деревни, куда не так просто попасть меняются на глазах. Появляются заборы и крыши из профилированного листа, пластиковые окна. «Киношная картинка» уходит на глазах. Старина, конечно просто потрясает, как она дошла до наших дней. Исчезает же она тоже быстро. Сколько эти деревянные избы, амбары еще простоят, лет 30-50 максимум? А дальше останется только природа и никакой архитектуры.
А вы как думаете реально сохранить старину, может придумать исторически-архитектурный заповедник в этих местах? В следующий раз покажу как там умудрились сохранить традиции деревенского сенокоса. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Читайте еще из за чего жителей деревни Кимжа прозвали чернотропами, а также почему старинный быт так хорошо сохранился на Русском Севере? Мой Instagram @di_artphoto, и еще для вас сделал видео про старинную деревню Кимжа, в ней как будто попадаешь на 200 лет назад. Старина! Рекомендую посмотреть тут.