В предыдущей статье было рассказано о том, как британские военные пришли к решению создавать для своих нужд новый барражирующий боеприпас, получивший наименование "Файр Шэдоу", а также о том, как начинались работы по этой теме. Сегодня - продолжение истории.
Согласно информации, приведенной в зарубежных источниках, в рамках второго этапа британские военные окончательный выбор победителя и типа перспективного барражирующего боеприпаса не осуществляли, хотя, к примеру, компания «Ультра Электроникс» со смежниками после двух лет работы в 2008 году завершила разработку и успешно представила заказчику демонстратор барражирующего боеприпаса нового типа, а также ряд разработанных в рамках программы систем, подтвердив тем самым все расчетные данные и соответствие нового образца вооружения требованиям командования британской Армии.
Причем в наличии даже была мобильная шестизарядная пусковая установка на колесном шасси автомобиля повышенной проходимости, которая изначально предназначалась для запуска беспилотников «Спэрроу-N», но могла быть использована и для применения барражирующих боеприпасов, созданных на его базе.
Впрочем, на самом деле выбирать победителя в рамках данного этапа программы изначально и не планировалось.
В дальнейшем же после тщательного анализа результатов примерно 1500 часов испытаний аппаратов-демонстраторов британскими военными специалистами, в конечном итоге, было принято решение приступить к реализации следующего этапа этой важной программы, в рамках которого была инициирована уже непосредственная разработка барражирующего боеприпаса, который и получил обозначение «Файр Шэдоу» (Fire Shadow, в переводе с английского - «Огненная тень»).
Официально о старте работ по этому этапу программы было объявлено во время международной аэрокосмической выставки в Фарнборо, проходившей летом 2008 года.
Главным подрядчиком в данном случае была выбрана компания MBDA, тогда как компания «Ультра Электроникс» была определена в качестве ее партнера по программе и разработчика высокозащищенной системы управления и контроля боеприпаса в полете.
В список участников группы разработчиков нового барражирующего боеприпаса, которая получила наименование «Team Loitering Munition» или «Team LM», что можно перевести с английского примерно как «Группа компаний-подрядчиков по разработке барражирующего боеприпаса», также вошли следующие компании и организации:
- «Блю Биар Системс Ресерч»,
- «Крэнфилд Аэроспейс» (Cranfield Aerospace),
- Университет Крэнфилда, «Инсис»,
- «Маршалл Специалист Виклз» (Marshall Specialist Vehicles – MSV),
- «Меггит» (Meggit),
- «КинетиК»,
- «Роксел» (Roxel),
- «Селекс SAS» (Selex SAS),
- британское подразделение компании «Талес» (Thales UK) и VEGA.
Следует при этом отметить, что группа, получившая наименование «Team Loitering Munition», входила в состав более крупного объединения компаний, которое известно под наименованием «Team Complex Weapons» («Team CW»), что можно перевести с английского как «Группа компаний-подрядчиков по разработке комплексного (универсального) вооружения».
В рамках данной группы, сформированной в 2006 году в составе первоначально компаний MBDA, «Талес», «Роксел» и «КинетиК» (объявлено об этом было в рамках международного аэрокосмического салона в Фарнборо в 2006 году), осуществлялись работы по созданию целого ряда важных образцов вооружения, имевших первостепенное значение для повышения боевых возможностей британских ВС.
Всего, судя по имеющейся информации, группа с разной степенью успешности осуществляла реализацию шести программ разработки новых вооружений.
Особенности конструкции
«Файр Шэдоу» представляет собой управляемый барражирующий боеприпас, предназначенный для «несения дежурства» в назначенном районе в течение продолжительного времени (не менее 6 часов) и последующего поражения важных стационарных или мобильных целей противника, обеспечивая тем самым командиров армейских подразделений оперативной, высокоточной огневой поддержкой на значительной глубине по фронту и глубине неприятельской обороны, в том числе и с возможностью массирования применения таких средств.
В конструктивном плане боеприпас первоначально был построен по самолетной схеме с раскладывающимся после старта верхнерасположенным крылом с обратной стреловидностью и Х-образным хвостовым оперением, но в окончательном варианте исполнения он уже оснащался двухкилевым хвостовым оперением в форме обратной V, а также раскладывающимися перед пуском массивными решетчатыми стабилизаторами, закрепленными на стартовом ускорителе (все эти элементы хорошо видны на масштабной модели этого барражирующего боеприпаса, представленной на Парижском аэрокосмическом салоне в 2011 году).
Шасси у данного образца вооружения отсутствует за ненадобностью, учитывая невозвращаемый характер его боевого применения.
Длина «Файр Шэдоу» составляет около 4 метров, размах крыла – 4 метра. Стартовая масса барражирующего боеприпаса составляет около 200 кг, а масса устанавливаемой на нем боевой части, по разным данным, достигает 5-10 кг.
Способ старта боеприпаса – с буксируемой наземной пусковой установки рельсового типа при помощи твердотопливного ускорителя разработки компании «Роксел», что, как представляется, в определенной степени ограничивает спектр сценариев боевого применения «Файр Шэдоу».
При этом еще в 2009 году компания-разработчик демонстрировала материалы, из которых следовало, что прорабатывается также вариант размещения новых барражирующих боеприпасов на мобильной пусковой установке, созданной на шасси колесного автомобиля повышенной проходимости.
В данном случае боеприпасы должны были размещаться в ячейках шестизарядного пускового блока контейнерного типа. Каждая боевая машина должна была нести по два таких пусковых блока, которые при необходимости можно было быстро перезаряжать даже на огневой позиции.
Сам барражирующий боеприпас при этом должен был размещаться в ячейке пускового блока в сложенном виде (крыло и хвостовое оперение складывались), а стартовый ускоритель имел, судя по представленному здесь изображению, уже другую, более компактную форму.
Впрочем, о реальном создании хотя бы прототипа такой мобильной пусковой установки информации автору данного материала найти не удалось.
Дальность действия барражирующего боеприпаса «Файр Шэдоу» составляет порядка 150 км. После достижения заданного района «боевого патрулирования», в том числе и на максимальной дальности полета, боеприпас может барражировать там на высоте около 4600 метров в течение не менее 6 часов.
При этом общая продолжительность полета, по данным справочника Jane’s Unmanned Aerial Vehicles and Targets, составляет 10 часов (в ряде источников указывается, что столько – 10 часов – составляет время барражирования).
Добавим, что точность поражения цели у данного боеприпаса является достаточно высокой – круговое вероятное отклонение (КВО) не превышает 3 футов, т.е. составляет менее 1 метра.
Рассматриваемый барражирующий боеприпас оснащается одним роторно-поршневым двигателем с системой электронного впрыска топлива и одним двухлопастным толкающим воздушным винтом фиксированного шага.
Система управления «Файр Шэдоу» построена на базе интегрированного канала связи HIDL (High Integrity Data Link), который изначально был разработан специалистами компании «Талес» для беспилотного летательного аппарата самолетного типа «Уотчкипер» (Watchkeeper), созданного также под требования британского Министерства обороны.
При этом предусматривается передача на пульт оператора в реальном масштабе времени «картинки» района операции или цели, а также некоторых других данных.
Отметим, что в данной системе вооружения был использован комплект специализированного программного обеспечения (СПО) VCS-4586, разработанный специалистами «CDL Системс» (CDL Systems), являющейся дочерней компанией канадского подразделения американской «Локхид Мартин» (Lockheed Martin Canada Inc.).
Данный комплект СПО совместим с операционными системами Linux и Solaris (только для архитектуры процессоров SPARC).
В качестве полезной (целевой) нагрузки на рассматриваемом барражирующем боеприпасе первоначально использовались размещенные в передней части фюзеляжа этого аппарата малогабаритная, но достаточно мощная осколочно-фугасная боевая часть и инфракрасная система наведения.
Впоследствии разработчик, видимо, по результатам испытаний доработал систему наведения на конечном участке и в окончательном варианте исполнения «Файр Шэдоу» уже оснащался многоканальной системой наведения, что хорошо видно на масштабной модели этого барражирующего боеприпаса, представленной на Парижском аэрокосмическом салоне в 2011 году.
Особо следует отметить, что данный барражирующий боеприпас изначально проектировался невозвращаемым, т.е. будучи выпущенным в воздух, он должен либо поразить цель, либо же будет задействован механизм принудительного подрыва – ликвидации.
Также немаловажно, что «Файр Шэдоу» мог действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с разведывательными БЛА и даже ударными вертолетами, что, по замыслу британских военных специалистов, должно было способствовать существенному повышению эффективности боевого применения этого комплекса вооружения.
Причем наведение «Файр Шэдоу» на цель может осуществляться по данным целеуказания, получаемым с различного рода систем разведки, наблюдения, целеуказания и разведки (ISTAR – от Intelligence, Surveillance, Target Acquisition and Reconnaissance), начиная от обычного передового наводчика-корректировщика с биноклем и рацией и заканчивая наисовременнейшими системами разведки, в том числе использующими соответствующего рода беспилотные летательные аппараты. Барражирующий боеприпас может быть также включен и в сетецентрическую систему управления
При том уже после пуска система наведения «Файр Шэдоу» может получать в режиме реального времени информацию о текущем местоположении цели.
В конечном итоге такая многовариантность применения стала важной особенностью «Файр Шэдоу», выгодно отличающей его от ряда других барражирующих боеприпасов.
При этом эффективное применение данного барражирующего боеприпаса, по заявлению компании MBDA, возможно как в полевых условиях, так и в урбанизированной местности.