Найти тему
машина

ЗИЛ-116, МАЗ-507, РАФ-981 и другие советские автомобили, про которые вы даже не слышали

Друзья, у нас на повестке дня довольно интересная и эксклюзивная тема. Все знают, что в Советском Союзе с послевоенного времени продукция предприятий автомобильной промышленности начала маркироваться по новой системе обозначений. Все автозаводы страны получили свои диапазоны индексов для обозначения новых моделей автомобилей, их модификаций или составных узлов. Вот простой пример: Ярославский автозавод получил диапазон, начинающийся с числа 200, и в короткий срок освоил изготовление автомобилей и двигателей с индексами 200, 204, 205, 206, 210.

В отличие от прочих машин семейства "200", самосвал ЯАЗ-205 сразу удостоился отдельного индекса
В отличие от прочих машин семейства "200", самосвал ЯАЗ-205 сразу удостоился отдельного индекса

Но в ровном ряду индексов, выделенных отдельным автозаводам, образовались странные пробелы. К примеру, все довольно хорошо знают всю линейку легковых автомобилей высшего класса, спортивных машин и представительских микроавтобусов Московского автозавода, занимающих диапазон индексов от 110 до 119. Однако здесь есть два неизвестных числа: 113 и 116. Не пропустили же их просто так, в самом деле?! Нет, не пропустили. Первое из них было закреплено за «чебурашкой» – специальным грузовым автомобилем, построенным на шасси лимузина для сопровождения испытаний. А вот индекс ЗИЛ-116 присвоили бронированной версии лимузина ЗИЛ-111, нужды в серийном производстве которого просто не возникло.

В отличие от Сталина, Хрущеву бронированный лимузин не понадобился: он обошелся обычным ЗИЛ-111, а "сто шестнадцатую" машину к производству не приняли
В отличие от Сталина, Хрущеву бронированный лимузин не понадобился: он обошелся обычным ЗИЛ-111, а "сто шестнадцатую" машину к производству не приняли

Или вот еще один знатный пробел - индекс 507 из диапазона Минского автозавода. Те, кто внимательно следит за историей отечественного автопрома, наверняка знают и про МАЗ-506 (опытный самосвал с боковой разгрузкой из капотного семейства МАЗ-200), и про МАЗ-508 (четыре модификации седельных тягачей 4х4 из семейства МАЗ-500). Так вот, таинственный МАЗ-507 - это тоже "полноприводник" с кабиной над двигателем, только на сей раз с самосвальной платформой. Итого в семействе МАЗ-500 под полноприводные машины были зарезервированы индексы 505 (бортовой), 507 (самосвал), 508 (седельный тягач) и 509 (лесовоз). Но серийно из всех них выпускались только лесовозы. А индекс 506, к слову, оказался занят самосвалом из старого семейства лишь по той причине, что его разрабатывали в одно время с автомобилями МАЗ-505 и МАЗ-507: индексы-то присваивались в хронологическом порядке.

МАЗ-505 планировался базовой моделью автомобилей 4х4 в семействе МАЗ-500. Его модификация с самосвальной платформой должна была называться МАЗ-507
МАЗ-505 планировался базовой моделью автомобилей 4х4 в семействе МАЗ-500. Его модификация с самосвальной платформой должна была называться МАЗ-507

А вот еще интересное по индексации МАЗов. Вы наверняка знаете про карьерный самосвал МАЗ-525 и вероятнее всего слышали про неудачный опытный инженерный тягач МАЗ-528 - первую полноприводную машину, разработанную в СКБ МАЗ. Следующие по порядку индексы тоже хорошо известны: 529 – одноосный тягач, переданный для производства на МоАЗ, 530 – трехосный карьерный самосвал… А куда делись промежуточные индексы 526 и 527? На самом деле, их использовали для маркировки серийной продукции, но не комплектных автомобилей, а их составных частей. В частности, индексом 526 обозначили кабину для самосвала МАЗ-525, а индексом 527 – грузовую платформу для него же.

Весь самосвал целиком назывался МАЗ-525, его кабина в сборе носила индекс МАЗ-526, а грузовая платформа - МАЗ-527
Весь самосвал целиком назывался МАЗ-525, его кабина в сборе носила индекс МАЗ-526, а грузовая платформа - МАЗ-527

Или вот индексы продукции Мытищинского машиностроительного завода, которому отвели диапазон от 550 до 599 (а позднее еще выдали отдельные индексы на "700" и на "900"). На ММЗ израсходовали этот диапазон практически целиком, причем большинство индексов ушли на изделия "под грифом". Но вот взять, например, сугубо гражданский диапазон от 550 до 559. Все прекрасно знают, что за техника скрывается под обозначением ММЗ-554 и ММЗ-555. А куда подевались следующие? Так, индексы 556 и 556А в марте 1961 года закрепили за газобаллонными модификациями самосвалов ЗИЛ-ММЗ-585Л и 585М (серийно их не выпускали). Индексы 557 и 558 тогда же присвоили специсполнениям седельных тягачей ЗИЛ-ММЗ-164Н и ЗИЛ-157В. А индекс 559 в октябре 1961 года достался проекту автомобиля-бетоновоза на шасси ЗИЛ-130Б.

ЗИЛ-ММЗ-556 на шасси ЗИЛ-166Г
ЗИЛ-ММЗ-556 на шасси ЗИЛ-166Г

Следующий интересный диапазон – индексы, которые выделялись Павловскому автобусному заводу. Первая часть индексов (от 651 и далее) досталась ему по наследству от ликвидированного Горьковского автобусного завода, и тут всё уже хорошо изучено. Например, индекс 656 – проект санитарного автомобиля вагонной компоновки, который впоследствии материализовался в «таблетку» УАЗ-450А. Но вот в конце диапазона есть сюрпризы. Например, знаете, что такое ПАЗ-670? Это был проект грузопассажирской модификации ПАЗ-652. А вот циферки 674 присвоили туристской модификации автобуса ПАЗ-672. Вероятно, письмо о присвоении этого индекса из ЦНИИТА пришло на завод уже после того как в КЭО ПАЗ выпустили комплект техдокументации на «туриста», самостоятельно названного ПАЗ-672Т. Вот и остался индекс 674 невостребованным...

Туристский ПАЗ-672Т должен был носить индекс ПАЗ-674
Туристский ПАЗ-672Т должен был носить индекс ПАЗ-674

Про то, что скрывалось за первым индексом из диапазона Ликинского автобусного завода – 675 – мы уже писали как-то в других публикациях: это был проект заднемоторного городского автобуса, который рассматривался как альтернатива проекту ЛиАЗ-677 с передним расположением двигателя. Какой проект победил и был принят к производству, всем прекрасно известно, а ЛиАЗ-675 остался лишь на бумаге. Но ведь был еще и ЛиАЗ-678! Что это такое? Тут два варианта. В регистрационной карточке дословно записано, что это "...автобус на базе агрегатов автомобиля ЗИЛ-130". Соответственно, это либо та машина, которую мы знаем как КАвЗ-3100 (уменьшенный вариант ЛиАЗ-677 с двигателем ЗИЛ-130), либо еще один вариант модернизации автобуса ЗИЛ-158В. Не совсем ясно, зачем для машины со старым кузовом и мотором V8 мог бы понадобиться еще один индекс в дополнение к уже использованным 158М и 676, но такая версия имеет место быть.

Хотите еще сенсаций? Да пожалуйста! Что скрывается под индексом 688? Проект какого-нибудь удивительного КАвЗа? Не угадали. Это троллейбус с кузовом типа ЛАЗ-695Е. То есть та самая машина, которую выпускали под обозначением ЛАЗ-695БТ, в случае последующей модернизации (а не снятия с производства) именовалась бы уже как ЛАЗ-688. Так что неспроста львовскому троллейбусу следующего поколения (на базе опытного автобуса ЛАЗ-698) присвоили индекс 689!

Троллейбус ЛАЗ-695БТ после модернизации должен был превратиться в ЛАЗ-688
Троллейбус ЛАЗ-695БТ после модернизации должен был превратиться в ЛАЗ-688

Весьма интересен диапазон индексов, начинающийся на девятку. Тут, например, снова полно изделий Мытищинского машзавода. Как вам, например, ММЗ-957? Под этим обозначением прятался седельный тягач на базе КрАЗ-214Б (1965 г.). А предыдущий индекс ММЗ-956 достался седельному тягачу на основе ЗИЛ-130В: подозреваю, что это была версия с гидроотбором для полуприцепа.

Плохая картинка лучше никакой: тягач ММЗ-957 с полуприцепом ММЗ-882В
Плохая картинка лучше никакой: тягач ММЗ-957 с полуприцепом ММЗ-882В

Или вот коротенький диапазон индексов, присвоенных Заводу микроавтобусов РАФ. Никогда не замечали пробел в стройном ряду индексов от 976 до 983 на числе 981? Так вот, знайте: обозначение РАФ-981 относилось к проекту микроавтобуса на 6-8 мест с задним расположением двигателя. Да-да, рижане все-таки пытались воспроизвести Volkswagen Typ 2 на советской агрегатной базе )) Поскольку проиллюстрировать проект РАФ-981 нам нечем, покажем красивое цветное фото машины, построенной в рамках следующего проекта РАФ-982 в 1968 году: вроде бы, тоже небанальная вещь.

-10

Ну и в завершение напомню пару наших прежних статей, напрямую затрагивающих тему названий советских автомобилей:
- Разные автомобили с одинаковыми названиями
- Какие названия хотели дать советским автомобилям в 1947 году