20 августа 1634 г в Москве Василием Бурцовым был издан первый букварь. Он обучал детей чтению по буквослагательному методу, что требовало от ребенка больших усилий по запоминанию “складов”, ведь непросто было понять, что “буки” и “аз” будет [ба]. Как учили грамоте по таким букварям, прекрасно описал М. Горький. Спутником школяра часто становились розги. Пословица отразила процесс обучения грамоте: “Азбуку учат - на всю избу кричат”. Успехов в чтении добивались или очень смышленые дети, или дети с хорошей зрительной памятью, заучивавшие “склады”.
Вышедший спустя полвека букварь Кариона Истомина, предназначенный царевичу Алексею, был богато иллюстрирован, чтобы заинтересовать царственного ученика и избежать его наказаний.
Позже в России были азбуки и буквари К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого… Эти книги развивали дидактику, педагогическую и методическую мысль России.
Пришедший на смену буквослагательному звуковой аналитико-синтетический метод ускорил и упростил учебу: в основу обучения был положен звук, а не буква. Но это было позже, а сегодня мы вспомним первую печатную учебную книгу книгу, которая была и первой книгой, специально созданной в России для детей.
Если Вы начинаете учить с ребенком буквы, расскажите ему, что его букварь тоже имеет свой день рождения.
Изучая с ребенком буквы, называйте их только звуками, избегайте названий “ха”, “эль”, “вэ”, чтобы малышу потом проще было составить слоги и слова.
Иллюстрации букварей В.Бурцова и К. Истомина взяты из фондов Российской государстенной библиотеки, где хранятся эти книги: rsl.ru
#историяпедагогики #историякниги #календарьдетям #подготовкакшколе