Найти тему
Живая философия

Проблемы формирования Российской идентичности у подростков и молодёжи в условиях глобализма.

Проблемы воспитания подрастающих поколений существовали во все времена. Среди них, с одной стороны, можно выделить те, которые являются общими для всех исторических эпох. А с другой стороны, в каждом временном периоде существуют свои особенные проблемы, характерные именно для него. Такого рода вызовы, не знакомые предшествующим поколениям, существуют и в наше время.

Проблема формирования российской идентичности у подростков и молодёжи – это одновременно и извечная проблема патриотического воспитания подрастающих поколений, и вместе с тем проблема, присущая именно нашему времени, поскольку окружающая нас действительность придаёт ей свойственные только ей неповторимые особенности. Они ощущаются уже в самой постановке вопроса. Речь в ней идёт не о самом воспитании молодёжи и подростков, а о формировании идентичности, которая представляет собой результат такого воспитания.

Употребление термина «идентичность» стало общепринятым и даже привычным. В настоящее время оно фигурирует в общественных и точных науках, в философии и культурологии, применяется и в междисциплинарных исследованиях. Принято различать личностную и коллективную идентичность. Личностная идентичность – это переживаемое человеком ощущение тождества его личности, её единства, несмотря на все изменения, происходящие с течением времени. А коллективная идентичность – это чувство принадлежности индивида к тому или иному коллективу.

Российская идентичность, проблему формирования которой у подростков и молодёжи мы рассматриваем, представляет собой пример коллективной идентичности, а именно, национальную идентичность, с которой тесно связана идентичность национально-культурная. Национальная идентичность – это переживаемое индивидом чувство принадлежности к той или иной нации, ощущение себя частью данного национального сообщества. Она формируется на основании факта национальной принадлежности, который, в свою очередь, предполагает наличие множества различных аспектов. Это и представление о стране своего проживания, и обладание гражданством данного государства, и знание того, какой народ или народы входят в состав его населения, и осознание того, что все они – одна нация, несмотря на все этнокультурные различия, и приобщение к национальной истории и культуре. К этому можно добавить и понимание современного состояния собственной нации, того, как и чем она живёт сейчас, представление о национальных интересах страны, её планах на будущее.

Все эти составляющие национальной и национально-культурной идентичностей убедительно свидетельствуют, что обретаются эти идентичности не в один момент, а постепенно, по мере взросления, через образование и воспитание. Идентичность играет роль фундамента для формирования личности человека. Вместе с тем она «динамична и никогда не достигает завершённости», изменяясь в соответствии с новыми жизненными реалиями.

Если рассматривать проблему формирования Российской идентичности подростков и молодёжи саму по себе, без учёта условий глобализма, то она, по сути, предстаёт перед нами как известная во все времена проблема воспитания подрастающего поколения. Проблему здесь представляет то, как воспитать подростков и молодёжь надлежащим образом, чтобы они любили и уважали свою страну, свой народ и трудились на их благо. Она представляет собой частный случай общей проблемы образования: кого, чему и как учить? Для того чтобы понять, как сформировать национальную и национально-культурную идентичность современных российских детей и молодёжи, необходимо понимать, какими особенностями они обладают сегодня. О том, что современные дети неусидчивы, гиперактивны, у них рассеяно внимание, мы слышим постоянно. И эти их особенности также следует учитывать в процессе их образования и воспитания, в том числе, и патриотического. Актуальность обретают следующие вопросы: на каких примерах воспитывать, чтобы у подрастающего поколения возникло желание подражать им? Как сделать обучение ярким, интересным для современных детей, привлекательным для них в эпоху Интернета и всеобщей доступности самой разнообразной по содержанию и по форме информации?

Ещё более серьёзную проблему представляет формирование Российской идентичности подростков и молодёжи в условиях глобализма. Для того чтобы осознать её масштаб, необходимо пояснить, что представляет собой феномен глобализма. Понятие «глобализм» имеет как узкое, так и широкое значение, и тесно связано с другим современным понятием – «глобализация». Глобализация – это процесс расширения того или иного явления до масштабов всего мира и придания ему всемирного, глобального значения. Это сложный и разнонаправленный процесс, который охватывает все основные сферы жизни и деятельности людей: политику, экономику, культуру, социальную сферу, информацию и коммуникацию, транспорт, здравоохранение и многое другое. Причём вовлекаются эти сферы общественной деятельности не изолированно друг от друга, а в тесной связи между собой. Глобализация подразумевает увеличение взаимосвязанности и взаимозависимости мира, интеграцию всего многообразия мира в единое глобальное политическое, экономическое, социальное, культурное, экологическое, информационное и иное пространство.

Данный феномен современности предстаёт, с одной стороны, как объективный, обусловленный самим ходом исторического развития, процесс объединения человечества, интеграции всех стран и народов мира в единую мировую общность. А с другой стороны, сближение и объединение всего мира может осуществляться различными путями. И в воплощении того или иного сценария глобализация выступает уже как субъективный процесс усиления взаимозависимости мира в пользу и в интересах тех субъектов, которые его осуществляют.

Как раз с пониманием сущности глобализации как субъективного процесса и связано тесным образом понятие «глобализм». В своём узком значении оно встречается, например, у известного немецкого социолога Ульриха Бека в его книге «Что такое глобализация?». Бек противопоставляет глобализацию как объективный процесс глобализму, под которым он понимает неолиберальную идеологию господства мирового рынка. В рамках этой идеологии все аспекты сложного и разнонаправленного процесса глобализации сводятся к одному: к глобальной экономике, которой придаётся тотальное значение. Глобализация воспринимается по преимуществу как процесс экономического развития, а основной акцент делается на всемогуществе мирового рынка, подчиняющего себе все остальные сферы жизни и деятельности людей: политику, культуру, сферу информации и коммуникации, транспорт, экологию, образование и многое другое.

Что касается понятия глобализма в его широком значении, то здесь он предстаёт в виде целостного комплекса самых разнообразных мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины. История знает множество примеров подобных устремлений. Это различные империи, такие как империя Александра Македонского или Византия, арабский халифат, колониализм европейских стран. К началу XXI века в мире наблюдаются три тенденции глобализма, исходящие от США, Китая и от исламизма. В последние годы политику глобализма начала проводить и Россия.

Широкая трактовка понятия «глобализм» свидетельствует о том, что возможна реализация различных сценариев осуществления процесса глобализации, а значит, и различных вариантов политики глобализма, отличных от глобального финансово-экономического диктата мирового капитала. Но даже как объективный процесс объединения мира глобализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Например, открытие границ между странами способствует более интенсивному межкультурному взаимодействию. С одной стороны, это имеет положительные последствия: на новый уровень выходит межкультурный обмен, происходит более интенсивное взаимное культурное обогащение. Расширяется круг знаний о культурах народов мира, и налаживаются конструктивные межнациональные и межкультурные связи и отношения, формируется более полное представление о культурном многообразии мира и уважительное отношение к представителям других стран, народов и культур. Но с другой стороны, наряду с возможностями увеличения культурного многообразия, глобализация культур несёт в себе и обратную, унифицирующую тенденцию. Существует опасность смешения культур и возникновения некой единой для всего мира унифицированной глобальной культуры, появление которой грозит стиранием и утратой национально-культурных особенностей.

Это более чем наглядно проявляется в таком субъективном варианте глобализации, как капиталистический глобализм. Он нивелирует культурные различия, повсеместно насаждая некий единый глобальный культурный стандарт. Такая унификация культуры, создание единого однородного культурного пространства, необходима для формирования одинаковых, стандартных потребностей и образования единого глобального рынка сбыта и рынка рабочей силы. Примеров можно привести массу: это и продукция Голливуда и MTV, и Евровидение, и стандарты моды и красоты и многое другое. Недаром за процессом глобализации в её нынешнем глобально-капиталистическом обличии прочно закрепился провокационный образ «американизации» и даже «макдональдизации» мира.

Капиталистический глобализм, действуя через многочисленные глобальные культурные и информационные каналы, разрушает национальные культуры различных стран мира, подменяя и вытесняя традиционные, национальные идеалы и ценности другими, унифицированными и стандартизированными идеалами и ценностями общества потребления. Эти идеалы и ценности образуют вокруг себя сообщества тех, кто их разделяет, и формируют соответствующую данной принадлежности идентичность. Такие общности могут иметь не только локальный, но и интернациональный и даже транснациональный характер, преодолевать национально-государственный масштаб, и конкурировать в своём значении для общества с сообществом национальным. Соответственно, возникает конкуренция и в сфере идентичности между национально-культурной идентичностью и новыми, порождёнными капиталистическим глобализмом, ненациональными и даже нетерриториальными формами идентичности.

Определённую угрозу представляет, например, идеология индивидуализма, которая является неотъемлемой частью западного мировоззрения. Разделяющий её человек начинает ставить ценность личной свободы и независимости выше ценностей общества и общественного блага. Стремление к самоутверждению и самореализации обретает для него форму стремления к обретению свободы и независимости от традиций, ценностей, моральных устоев собственного общества, от его ограничений и запретов. Именно в пренебрежении ими ради достижения личного благосостояния, индивидуального делового, предпринимательского успеха и может проявляться свобода самовыражения такого обособленного индивида. В условиях преобладания индивидуалистических устремлений становится проблематичным формирование каких бы ни было более или менее устойчивых социальных связей, а значит, обладание вообще какой бы ни было коллективной идентичностью.

Всё это в такой же и даже в большей степени справедливо и в отношении сегодняшних подростков и молодёжи. Они больше, нежели взрослые, открыты и восприимчивы ко всему новому, к влияниям извне, ещё плохо умея критически относиться к получаемой ими информации. И это обстоятельство открывает ещё более широкие возможности для вытеснения национальных ценностей, идеалов, традиций и их замещения элементами иных культур. В качестве наглядного примера можно привести такие уже ставшие традиционными для современной молодёжи праздники, как Хэллоуин (по сути, превращённый у нас в карнавал, маскарад с переодеванием, перевоплощением в различных инфернальных персонажей) или День святого Валентина.

На самоопределение сегодняшних подростков и молодёжи огромное влияние оказывает современная информационно-коммуникативная среда. Они являются её самыми активными пользователями и чуть ли не живут в ней. Данная среда предоставляет благоприятные условия для образования различных виртуальных сообществ. Членство в них способствует формированию идентичностей, имеющих отличный от национального (локальный либо, напротив, транснациональный) масштаб и зачастую не привязанный ни к какой территории виртуальный характер. И если бы они существовали наряду с национальной и национально-культурной идентичностями, не составляя конкуренции с ней, то не было бы и никакого повода для беспокойства. Но для современной молодёжи, национальная идентичность которой ещё только формируется, принадлежность к таким общностям может иметь очень большое значение. Оно может быть даже большим, нежели принадлежность к собственному национальному сообществу, важность наличия которой они по большому счёту ещё не осознают. Поэтому опасность замещения и вытеснения национально-культурной идентичности этими конкурирующими с ней идентичностями в случае с молодёжью даже выше, чем у взрослых состоявшихся людей.

Конечно, что-то в этой ситуации можно списать, например, на такую «болезнь роста», как юношеский максимализм, на некоторое фрондёрство, в соответствии с которым патриотом своей страны быть не модно, а модно быть космополитом. Отчасти это нормально, протест против общепринятых норм – это часть процесса становления личности в процессе взросления, самоопределения личности с ориентацией в системе координат «свой – чужой». Но необходимо помочь подрастающим поколениям преодолеть эту болезнь и воспитать из них настоящих, полноценных граждан своей страны.

В гораздо большей степени, нежели взрослые, неискушённые юные умы подвержены и культу индивидуализма. Характерные для массовой культуры образы героев, чуть ли не в одиночку добивающихся личного успеха, которые преподносит, например, западный (а вслед за ним и отечественный) кинематограф, очень привлекательны для молодёжи. С одной стороны, они настраивают на успех, мотивируют, побуждают мыслить позитивно. Но с другой стороны, воспринимая данные образы как норму, молодёжь постепенно привыкает везде и во всём рассчитывать только на себя, полагаться на собственные силы. И такой подход в перспективе может отразиться на её отношениях в обществе далеко не лучшим образом.

Таким образом, в свете всех обозначенных выше проблем, порождённых тенденциями глобализма, перед современными государствами возникает задача сохранения собственного национального единства, национальной культуры, а также национальной и национально-культурной принадлежности и идентичности собственного населения. В отношении подростков и молодёжи она превращается не только в задачу сохранения национального единения и национальной культуры для подрастающих поколений, но и в проблему их приобщения к нации и национальной культуре, формирования и обретения национальной и национально-культурной принадлежности и идентичности.

Для решения данной проблемы необходим, прежде всего, определённый государственный контроль над средствами массовой информации и коммуникации, в особенности над импортом культурной продукции. Это должен быть контроль её качества и содержания. Наряду с ним, необходима всяческая поддержка отечественных деятелей культуры, от которых следует добиваться высокого качества и конкурентоспособности их произведений.

Современные государства должны направить свои усилия на поддержание и развитие собственной национальной культуры, на формирование национального самосознания и способствование осмыслению ценности национального единства. В частности, необходимо оказание финансовой и организационной поддержки деятелям культуры и искусства, образовательная система также должна быть выстроена таким образом, чтобы воспитывать в учениках лучшие патриотические чувства, прививать им любовь к своей родной стране и народу, к их истории и культуре. При этом в образовании и воспитании подростков и молодёжи должны участвовать не только образовательные учреждения, но совместно с ними и сами члены семьи, родители, родственники. Кроме того, подрастающим поколениям необходимо доходчиво объяснять, как устроен современный глобализированный мир, наглядно показывать, какое влияние он оказывает на жизнь нашей страны.

Осмысление ценности национальной и национально-культурной принадлежности должно выступить решающим фактором поддержки Российской идентичности в условиях капиталистического глобализма.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц