Найти в Дзене
Рижские рассказы

Казарменная церковь

История храмов в Латвии всегда была непростой. Наша земля много раз переходила из рук в руки и каждый старался насадить здесь свою историю, свою политику, свою религию. Непросто пришлось и православным храмам. Они были местом молитвы, символом веры, затем стали символом угнетателей, их отбирали, переименовывали, перестраивали и разрушали. Прекрасным примером служит т.н. Казарменная церковь, что стояла некогда в Риге, на теперешней улице Ломоносова. История этого храма началась в далёком 1907 году, когда по решению царского правительства на тогдашней Саратовской улице было заложено строительство казарм для нужд Российской армии. В комплекс казарм входило и здание церкви. «Расположение наших войск в больших массах преимущественно на окраинах Империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее Военное Начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские

История храмов в Латвии всегда была непростой. Наша земля много раз переходила из рук в руки и каждый старался насадить здесь свою историю, свою политику, свою религию. Непросто пришлось и православным храмам. Они были местом молитвы, символом веры, затем стали символом угнетателей, их отбирали, переименовывали, перестраивали и разрушали. Прекрасным примером служит т.н. Казарменная церковь, что стояла некогда в Риге, на теперешней улице Ломоносова.

Казарменная церковь и комплекс Казарм у теперешней улицы Ломоносова. LNB
Казарменная церковь и комплекс Казарм у теперешней улицы Ломоносова. LNB

История этого храма началась в далёком 1907 году, когда по решению царского правительства на тогдашней Саратовской улице было заложено строительство казарм для нужд Российской армии. В комплекс казарм входило и здание церкви. «Расположение наших войск в больших массах преимущественно на окраинах Империи, или совершенно пустынных, или же с иноверческим населением, с давних пор побуждало высшее Военное Начальство, для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках, принимать меры к построению военных церквей в тех местах, где воинские части, по недостатку или по тесноте имеющихся епархиальных храмов, не имели возможности в воскресные и праздничные дни слушать церковные службы

Автор проекта церкви Фёдор Михайлович Вержбицкий. LNB
Автор проекта церкви Фёдор Михайлович Вержбицкий. LNB

Поэтому уже с 1901 года существовал типовой проект для полковых храмов. Его автором был гражданский инженер Фёдор Михайлович Вержбицкий. Этот тип храма был впервые осуществлен при постройке церкви 148-го пехотного Каспийского полка, стоимостью в 40,000 рублей в Петергофе. План храма был отправлен на рассмотрение Государя Императора и удостоился Высочайшего одобрения. С тех пор при каждом новопостроенном комплексе казарм, возводили и отдельно стоящий храм. Всего по типовому проекту построили более 60 храмов.

Проект храма, разработанный Вержбицким. google.de
Проект храма, разработанный Вержбицким. google.de

Полковые церкви, по типовому проекту Вержбицкого с 1901 по 1917 год строившиеся в самых разных частях Российской империи, сохраняя единую архитектурную концепцию и распространённый тогда псевдо-византийский стиль, отличались друг от друга высотой, количеством и формой башенок и купольных луковок, формой крыльца, кокошников на боковых фасадах, окон и наличников, формой креста на фасаде, просто величиной здания. В Риге строительство храма обошлось военному ведомству в 44 тысячи рублей, что ненамного превысило стоимость его предшественников. Дороговизна в основном обуславливалась тем, что в рижском варианте могло разместиться до 900 солдат. Другая церковь, выстроенная по этому проекту в Прибалтике, находилась в Либаве, нынешней Лиепае.

Церковь Покрова Божией Матери в Лиепае. Не сохранился. http://www.nashaliepaja.lv/
Церковь Покрова Божией Матери в Лиепае. Не сохранился. http://www.nashaliepaja.lv/

Рижская казарменная церковь была заложена в 1907 году. Строительством руководил мастер рижского югендстиля Михаил Осипович Эйзенштейн. В 1908 году храм осветили в честь Св. Николая Чудотворца. Это была домовая церковь 177 пехотного Изборского полка. На страницах старого путеводителя по Риге сохранились строчки, посвящённые этому храму: «Обращает на себя внимание дубовый прекрасный иконостас; образа- копии Васнецова, Нестерова, Сведомского и др. Внутри эта церковь украшена орнаментом в строго выдержанном русском стиле». При церкви по штату полагался один священник.

Михаил Осипович Эйзенштейн. wikipedia.org
Михаил Осипович Эйзенштейн. wikipedia.org

В 1911 году Изборский полк был переведён в Пензу, туда уехало и первое убранство Казарменной церкви. Ну а в рижские казармы въехал 115й Вяземский полк. У этого военного подразделения, как впрочем у любого другого в те времена, была своя походная церковь. Ей учредили в 1864 году и посвятили Иверской иконе Божей матери. Обычно полковая церковь представляла из себя палатку, где устанавливался складной иконостас и хранилась церковная утварь необходимая для проведения богослужений. Теперь полковой церкви было предоставлено просторное здание. Кирпичный полковой храм на Саратовской пришлось переосвятить. Но это далеко не самое худшее, что ожидало Казарменную церковь.

Комплекс казарм в 1916 году. forum.myriga.info
Комплекс казарм в 1916 году. forum.myriga.info

После Первой мировой войны и основания независимой Латвии все военные объекты царской армии перешли к ново-сформированным войскам Латвии. Саратовская улица получила имя Самарина, а старые казармы гордо назвали Видземскими. В них в 1920х-1930х годах были размещены 4й Валмиерский пехотный и 6й рижский пехотный полки. Здание церкви поначалу не трогали, но оно было отдано в распоряжение Министерства иностранных дел. На фотографиях 1920х годов хорошо видно, что оно цело, правда находится за глухим забором так, что простым прихожанам храм оставался недоступен. Скорее всего там проходили службы для солдат. Так это или нет, мы не знаем.

Казарменная церковь в 1920е годы. LNB
Казарменная церковь в 1920е годы. LNB

Здание церкви продолжает фигурировать на фотографиях Видземских казарм 1933 года, но в конце этого года в здании церкви, где в это время находился небольшой кинотеатр для солдат, случается пожар. В аппаратной, которая располагалась в башенке церкви, загорелась плёнка. Пожар вначале пытались потушить собственными силами, но это не удалось и когда на место прибыли пожарные, башня церкви почти полностью выгорела.

Вид на казармы 4. Валмиерского пехотного полка. LNB
Вид на казармы 4. Валмиерского пехотного полка. LNB

31 марта 1935 года в газете Rīts появляется сообщение о том, что по адресу Самарина 1 проходит богослужение. Это адрес Казарменной церкви. Правда, сообщение находится в разделе о лютеранских службах. Так что вполне возможно, что храм был переосвящён по лютеранскому обычаю. Как бы там ни было, но это одно из последних богослужений в храме. На фотографии 1935 года мы видим, что храм на Самарина претерпел ужасные изменения: снесена колокольня и барабан над алтарной частью. Боковых куполов и фигурных наличников над окнами нет и в помине. Места сорванных крестов и фрагменты былых украшений ещё напоминают о том, что это неказистое здание было когда-то церковью.

В ноябре 1936 года здание церкви приспособили под тренажёрный зал. Здание лишилось практически всех декоративных элементов: сбили кирпичные кокошники над окнами, исчезли двухскатные крыши над боковыми входами в храм, только фигурные наличники окон и колонны у входов остались на своих местах. Здание покрыли простой двухскатной крышей, которая закрыла и объём основания башенки. Теперь храм было не узнать.

Здание клуба, в объём которого вошли и стены Казарменzой церкви. LNB
Здание клуба, в объём которого вошли и стены Казарменzой церкви. LNB

После Второй мировой войны новым хозяином Видземских казарм стало Рижское высшее военное инженерно-авиационное училище. Поменяла названия и улица Самарина, став Ломоносовской. В 1960-м авиационное училище расформировали и на его базе появился Рижский институт гражданского воздушного флота (позднее – Институт инженеров гражданской авиации). А здание по адресу Ломоносова 1 перестроили в стиле сталинского ампира и разместили в нем клуб нового института. Стены старой православной церкви до сих пор скрываются в стенах этой постройки, их можно узнать, если смотреть на здание бывшего клуба со стороны двора.

Вид на здание Балтийской академии в наши дни. google.maps
Вид на здание Балтийской академии в наши дни. google.maps

Сегодня в стенах старого клуба разместились помещения Балтийской международной академии: библиотека, администрация, актовый зал. Но тени прошлого всё ещё появляются. Не так давно русскую прессу облетела весть о необычной находке. В подвале церкви Св. Иоанна на Ивановском кладбище нашлась гранитная табличка с именами солдат Вяземского полка погибших в 1904 году во время Русско-Японской войны. Тут то все и вспомнили, что полк стационировался в Риге и у него существовала своя церковь. Сейчас сложно сказать была ли эта табличка частью церковного убранства или помещалась в другой части полковых казарм, но то, что она приехала сюда из комплекса казарм на улице Ломоносова, это точно.

Табличка в память о солдатах 115 го Вяземского полка, погибших во время Русско-Японской войны в 1904 году. Ныне хранится в Иоанноском храме. forum.myriga.info
Табличка в память о солдатах 115 го Вяземского полка, погибших во время Русско-Японской войны в 1904 году. Ныне хранится в Иоанноском храме. forum.myriga.info

История Казарменной церкви закончилась, но ставить на этом точку пока не хочется. На Руси издревле существует замечательный обычай ставить часовни в тех местах, где когда-то стояли православные храмы. Балтийская международная академия является сегодня одним из главных носителей русской культуры в Латвии, было бы совсем неплохо, если бы она инициировала сбор пожертвований на возведение памятной часовни у стен старой Казарменной церкви. Можно сказать, что храм просуществовавший всего несколько десятков лет вряд ли стоит считать святыней. Но каждый храм, пусть даже и построенный по типовому проекту, значимый и уникальный. У него своя история и своё культурное значение. Потеря храма равносильна потере части истории. Но, хочется надеяться, что непростая история храма, участие в его строительстве известного Михаила Эйзенштейна и найденная недавно табличка с именами павших войнов всё же заслуживают того, чтобы об истории церкви, комплекса казарм и полках Российской армии, стационированных в Риге помнили наши потомки.