Часть I.
Вторая часть здесь: Императорские короны России.
Как выглядели короны русских князей, царей и императоров? Отличались они от европейских или нет? Предлагаю рассмотреть несколько вопросов и насладиться красотой шапок и корон. Смотрим!
Первый вопрос: где смотреть?
"Русские" короны лучше всего увидеть "в живую" в Оружейной палате и Алмазном фонде Московского Кремля.
В 1719 году Петр Первый впервые в России разделил царские драгоценности на драгоценности короны и личные. Создал русское императорское казначейство для хранения коллекции драгоценных камней, принадлежавших не семье Романовых, а Российскому государству. Петр поместил все государственные регалии в коллекцию и объявил, что государственные владения неприкосновенны и не могут быть изменены, проданы или отданы; он также заявил, что каждый последующий император или императрица должен оставить определенное количество произведений, приобретенных во время их правления государству, для вечной славы Российской.
В публикации Вы увидите фото сохранившихся экземпляров и реконструкции утраченных.
Второй вопрос: что такое корона?
Они могут выглядеть очень по-разному, Смотрим словарь Брокгауза и Ефрона:
Короной называется головной убор или наголовье, служащее признаком известной власти и формой своей определяющее звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому она принадлежит.
Происхождение свое короны ведут от венка, венца, диадемы или обруча. Корон в мире огромное количество, сохранилось и множество древних (большая коллекция на несколько страниц здесь). Встречаются и шапки, и шляпы, и даже кепки!
Королевские Короны, в зависимости от того, имеется ли внутри подушка или шапка, называются закрытыми (fermée, gefütterte) или открытыми (ouverte, offene).
В геральдике можно найти изображения корон на любой вкус: императорских, королевских, княжеских, герцогских, баронских и других. (статья в Википедии об этом здесь ).
Третий вопрос: какие короны традиционно считаются "русскими"?
Известно два типа таких корон. В строгом смысле это "русские" шапки и российские императорские короны.
Шапки Русского царства или венцы царские это отороченные соболем «короны»-шапки русских царей, наиболее известной из них является Шапка Мономаха. Входившие в Большой наряд царя, они хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. "Русскими", некоторые из них, можно называть условно. Они могли быть изготовлены не на территории Руси.
Первое венчание на великое княжение на Руси произошло в правление Ивана III — он короновал соправителем своего внука Дмитрия Ивановича (1498). А собственно «на царство» впервые венчался другой его внук — Иван Грозный (1546).
Не все шапки-короны сохранились, они либо были разобраны для изготовления других корон, либо были похищены ву моменты смуты, переходов власти и других беспорядков, либо проданы. Утрачено шесть или семь известных корон. Сколько еще неизвестно?
Итак, "русские" шапки сохранившиеся:
- Мономаха;
- Казанская;
- Астраханская;
- Мономаха второго наряда;
- Алтабасная;
- Алмазная Петра I Алексеевича;
- Алмазная Ивана V.
Последними, кто использовал «шапки», были братья-соправители Иван V и Пётр I (1682), далее начались императорские коронации.
Последний царь и первый император Пётр Великий в качестве императора не короновался, будучи уже венчан на царство по старому обычаю. Первой императорской коронацией в России стал обряд, проведённый им над своей женой Екатериной Алексеевной, будущей самодержицей Екатериной I. Первая императорская корона и принадлежит Екатерине, корона сохранилась частично. Венец разобрали в течение месяца после коронации и уже без камней передали в июне 1724 г. в Оружейную палату.
Это все вопросы. Теперь рассмотрим сохранившиеся и пропавшие короны подробнее и порядку использования.
1. Шапка Мономаха.
Главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия в России. Относится к числу древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля. Почти килограмм веса, существуют разные версии поисхождения: либо она была сделана ювелирами из Византии, либо из Средней Азии, или даже с Ближнего Востока, либо подарена ханом Золотой Орды Узбеком московским князьям. Все версии с "изъяном".
Согласно основной современной теории, она была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — Дмитрия Донского и княжича Ивана. Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII века, единый предмет из них был составлен в 1505—1526 годах.
Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки.
В описях Оружейной палаты упоминания о мехе на шапке встречаются только с XVII века. «Опушка» или «отворот» скрыла декор в нижней части золотых пластин. Кроме того, после добавления меха шапку стало невозможно носить — убор был слишком широк.
Судя по духовным завещаниям великих князей, Шапка Мономаха оставалась единственной до времен Ивана Грозного.
2. Шапка Казанская.
По образцу Шапки мономахаим по взятии Казани Иваном Грозным была заказана 2-я корона — Шапка Казанская. Изготовлена примерно в 1553 году. Золотой филигранный венец из числа регалий русских царей.
Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства. При изготовлении шапки использовалось золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.
В описи 1642 г., составленной по указу царя Михаила Федоровича, перечисления примет Казанской шапки следующие:
«Шапка Казанская золотая с чернью, городы прорезные золоты, в ней каменье лалы и бирюзы и зерна гурмицкие в гнездех; наверху на спне камень лал, под каменем и поверх каменя два зерна гурмицких больших; пушена соболем, подложена атласом червчатым. Влагалище бархат черн, внутри бархат червлен, петли и ручки серебряны, белы. Из тое шапки лал снят и положен на новую шапку, которая делана при Ефиме Телепневе в 1627 г., а в то место положен тумпаз желт»
3. «Большой венец» царя Фёдора I Ивановича.
Большая парадная регалия — трёхъярусная металлическая корона с крестом. Корона была изготовлена в Стамбуле в конце XVI ст. и послана в 1590 г. последнему из рода Рюриковичей — Фёдору I Ивановичу константинопольским патриархом Еремией II. Цари надевали «Большой венец» только во время торжеств. Её изображение сохранилось на царских парсунах.
Описательная часть приводится в книге Федора Солнцева «Древности Российского государства» (1849—1853 гг.): украшена 561 алмазами, 148 жемчужинами, 72 изумрудами и 161 турмалинами. На нём был крест с 24 алмазами.
4. Шапка Астраханская.
Была изготовлена в 1627 году для Михаила Фёдоровича в думном приказе Ефима Телепнева. По одной из версий, это вторая из Астраханских шапок, взамен утраченной в Смутное время. Шапка первого наряда, сделанная в мастерских Московского Кремля для первого царя из династии Романовых - Михаила Федоровича.
Современное состояние корона получила в 1680-е гг., когда некоторые её драгоценные каменке были переданы новой бриллиантовой короне Ивана V Алексеевича, а вместо были добавлены другие. Например, «лал велик», что венчал корону, был заменен сапфиром «алмазной грани». Весит корона около 1,5 кг. Она никогда не использовалась для коронаций монархов.
Она имеет металлический корпус, состоящий из двух «корон», украшенных в целом 177 драгоценными камнями и жемчужинами. К нижней части металлического корпуса присоединен соболиный мех.
Корона эта сделана по образцу Шапки Мономаха, однако имеет западноевропейский, ренесансный декор.На полусферической тулии этого венца - прорезные фигурные запоны - городки с эмалью и драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчужинами, вкрапленными на легком, симметрично расположенном прорезном и чеканном узоре венца.
5. Шапка Мономаха второго наряда.
Шапка Таврическая (Шапка Мономаха второго наряда) создана для Царя Петра I, который венчался на царство вместе со старшим братом Царем Иоанном V в 1682 году. Поскольку для обоих царей впоследствии были сделаны значительно более богатые бриллиантовые короны («Первого наряда»), то сделанный в 1682 году венец был отнесён к «Второму наряду», откуда и его название.
Как и на Шапке Мономаха, на ней восемь вытянутых треугольных пластин из золота, но они гладкие и отполированные, с драгоценными камнями в благородных оправах, окруженными жемчугом.
Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Царства Херсонеса Таврического, почему и имеет второе название Таврическая.
6. Шапка (Алмазный венец) Ивана V Алексеевича, первого наряда
Это одна из двух корон, которые были изготовлены около 1684-87 г. русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших Нарядов братьев-соправителей. Использовались драгоценности с устаревших вариантов корон, так, среди прочих был разобран «Большой венец».
Был рассчитан для повседневного использования. Украшена алмазными изображениями двуглавых орлов, богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку. В орлах на шапке Ивана камни установлены подвижно — при движении они качались и играли.
Внешний корпус — двухъярусный, его венчает трёхпоясный полог с турмалином изнутри и бриллиантовый равноконечный крест. К нижней части внешнего каркаса присоединена диадема, которая состоит из 12 алмазных запон-узоров.
К тулье короны прикреплён традиционный соболиный мех. Всего золотой двухъярусный каркас короны содержит более чем 900 алмазов, не учитывая других камней. Вес без меха — 1,652 кг.
7. Шапка (Алмазный венец) Петра I Алексеевича, первого наряда для повседневного использования.
Это одна из двух корон, которые были изготовлены около 1684-87 г. русскими мастерами Оружейной Палаты для Больших Нарядов братьев-соправителей. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. Царь в последний раз надевал её в 1696 году, видимо после поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Наверное, считал немодным.
Венец младшего брата — Петра отличается от короны Ивана V. Он весит несколько меньше — 1,420 кг, и на её отделку ушло меньше алмазов, после нескольких утерянных осталось их 817.
На шапке детали от нашивок, застежек, браслетов, с "миру по нитке", только золотой. В XVII веке было привычным использовать драгоценные нашивки многократно. Их переносили с одного наряда на другой. Чаще всего использовались дары государю, например многочисленные восточные украшения.
Шапка Петра Алексеевича меньше по размеру. В связи с этим крупные цветные камни на ней в свое время были заменены на более мелкие.
8. Шапка Сибирская третьего наряда (алтабасная)
Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Была изготовлена с участием стамбульских мастеров. (По одной из версий, вторая из Сибирских шапок, взамен утраченной в Смутное время). Единственный Царский венец из ткани.
Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запон, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.
Для украшения Алтабасной шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича, которая была частично разобрана для Алмазного венца первого наряда Петра I Алексеевича.
В 1721 году по указу Петра I традиция венчания на царство была заменена обрядом коронации. С 1762 года место главной династической регалии заняла Большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. Более древние инсигнии, в том числе и шапка Мономаха, были перевезены в Успенский собор. При коронациях их выставляли на аналое как «достопамятность Царского достоинства».
Продолжение рассказа в материале об императорских коронах России.
Вторая часть здесь: Императорские короны России.
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков